Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Эстонии прошел конкурс «Русский язык – это просто и легко»
17.01.2011
Конкурс «Русский язык – это просто и легко» для учащихся 7 – 8-х классов уже пятый год подряд собирает со всей Эстонии в Таллинском Доме учителя школьников, для которых русский язык не является родным, сообщает портал DzD.ee.
«Очень важно, что конкурс стал проводиться именно для учеников 7 – 8-х классов, – говорит учитель русского языка Лаагнаской гимназии Галина Нооркыйв. – Чаще всего такие мероприятия посвящены начинающим изучать русский язык или же старшеклассникам».
Конкурс проводится в последние дни школьных зимних каникул, каждый раз меняются тематика и программа, но его связь с русской культурой остается неизменной. В этом году главную тему состязаний определило православное Рождество. Задания были основаны на рождественских традициях: участникам пришлось и колядки сочинять, и загадки разгадывать, и кроссворды решать, и определять главных героев различных сказок, а также сочинять поздравления с Новым годом и Рождеством.
Посоревноваться в знании русского языка приезжают ученики из разных уголков Эстонии – Кохтла-Ярве, Рапла, Тапа и других городов. Участникам и призерам конкурса были вручены книги, DVD-диски с фильмами, подарочные карточки и другие призы, а победители были награждены поездкой в Финляндию.