Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Германии проходят региональные туры третьего Федерального кубка «Учить русский, играя»
18.10.2010
В Германии проводится второй этап Федерального кубка «Учить русский, играя». В общей сложности будет проведено 16 туров в разных частях страны. Право на участие в региональном туре получают команды-победители внутришкольных туров Федерального кубка, проведённых в 238 германских школах до начала летних каникул.
– С помощью Федерального кубка мы хотим игровым путём повысить интерес молодёжи Германии к изучению русского языка, – говорит исполнительный директор и член правления Германо-российского форума Мартин Хоффманн.
В основе Федерального кубка лежит русско-немецкая версия настольной языковой игры «Новые друзья» (New Amici). В ходе игры участникам необходимо правильно перевести лексические задания, а также ответить на вопросы по истории и культуре России. В сотрудничестве с Ассоциацией преподавателей русского языка в Германии форум разработал новые игровые правила, превращающие данную игру в конкурс. Главное правило: участник, знающий или изучающий русский язык, всегда играет в тандеме с тем, кто до этого не был знаком с этим языком вообще. Тем самым для половины участников этот конкурс является первым контактом с русским языком. Такие вот «смешанные» команды играют друг против друга по системе «нокаут».
В 2010 году в Федеральном кубке приняли участие около 5200 школьников и школьниц. Цель этого всегерманского языкового конкурса – с помощью игровой ситуации побудить как можно больше молодых людей к изучению русского языка.
Идея проекта «Учить русский, играя» возникла в 2007 году в связи с проведением Международного года русского языка. В 2008-м этот конкурс-игра впервые был воплощён в жизнь, а в 2010-м он проводится вот уже в третий раз по всей Германии.
Стимулом к участию могут служить многочисленные призы, в том числе от издательства «Корнельзен» (Cornelsen), разыгрываемые в рамках внутришкольных и региональных туров. И, конечно же, шанс быть приглашённым на финал, проводящийся на стадионе «Ауф Шальке». (Главный спонсор всего проекта компания «Газпром Германия» приглашает всех финалистов в конце года на футбольный матч команды «Шальке 04» на стадион в Гельзенкирхене против «Байер Леверкузен».) Финальный тур Федерального кубка также пройдёт на футбольном стадионе. Кроме того, команды, занявшие в финале призовые места, выигрывают путешествия в Россию. «Опыт прошедших лет показал, что для учеников очень большим стимулом является возможность вживую увидеть футбольный матч команды „Шальке“», – утверждает руководитель пресс-службы «Газпром Германия» Буркхард Вёльки. Именно с намёком на футбольный аспект Федеральный кубок и получил своё название.
Российским партнёром и одним из спонсоров проекта является фонд «Русский мир». Также ведётся сотрудничество с фондом «Германо-российский молодёжный обмен», Институтом Гёте в Москве, Ассоциацией преподавателей русского языка в Германии и Всегерманским профессиональным союзом «Русский язык и многоязычие». Компания «Газпром Германия» уже четвёртый год является главным спонсором проекта. Проект поддерживают также компания «Винтерсхалл», клуб «Шальке 04», издательство «Корнельзен», туристическая фирмa «Лернидее Эрлебнисрайзен» и сбытовая компания «Калифорниан Продактс».
Преподаватели русского языка с радостью используют возможность с помощью Федерального кубка увеличить популярность своего предмета в школе.
Более подробную информацию, а также временный план вы найдёте на сайте проекта: www.spielendrussisch.de.