Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На протяжении 10 дней школьникам из малообеспеченных семей и детских приютов Армении была предоставлена возможность улучшить знание русского языка и ближе познакомиться с богатой русской культурой.
В трех летних детских лагерях курортного городка Анкаван, в лесных классах-беседках детям из разных областей Армении рассказывали о Москве и Петербурге, о быте, традициях и праздниках России. Столь нетипичные летние школы впервые организовало представительство Россотрудничества в Армении.
"Мы отобрали лучших преподавателей для работы в этих летних школах. Программа включала самую разнообразную тематику, но мы старались подобрать те темы, которые были бы интересны детям", - рассказала заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Армении Наталья Еременко.
На занятия ходить было необязательно, но свободных мест в классах-беседках не было. Совершить увлекательные путешествия с помощью опытных педагогов и узнать больше о России смогла тысяча отдыхающих школьников. Церемония закрытия летней школы превратилась в праздник. В одном из лагерей он был объявлен Днем России.