Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В календаре культурных событий недели особой строчкой стоит 50 лет со дня публикации в Новом мире романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым жив человек», которая состоялась в 1956 году.
Для того времени это была литературная сенсация.
Во-первых, роман был назван строчкой из Евангелия. А в СССР евангелие было практически под запретом.
Во-вторых, роман обобщал. Дудинцев описал частную историю борьбы изобретателя с директором комбината - коммунистом Дроздовым - как схватку против советской бюрократии. Больше того Дудинцев явно преследовал более крупную задачу, его роман - пусть скрыто, эзоповым языком, - осуждал тотальное засилье партии в обществе и государстве, и в этом гнете видел источник всех экономических и моральных извращений в стране.
То есть это был антисоветский роман.
Сегодня с высоты времени победившего капитализма кажется, что однозначно - молодец писатель, надававший пощечины советской власти. Ужасна система того времени, но.
Но, стоит только навести историческую лупу на давнюю ситуацию, как все приобретает другие черты.
По стране прошла волна обсуждений романа.
Вполне легальных, между прочим.
Роман не только ругали, но и хвалили.
Например, Константин Паустовский заявил публично на обсуждении романа в столичном Доме Литераторов, в элитном клубе писателей что - цитирую - «Роман Дудинцева - это первое сражение с Дроздовыми, на которых наша литература должна накинуться, пока они не будут уничтожены в нашей стране».
Вот, на мой взгляд, точка поворота в атмосфере российского общества, писатель сказал то, что уже созрело в национальном подсознании: партия стала тормозом развития и должна быть уничтожена.
Чтобы его правильно поняли, Паустовский уточнил:
«Книга Дудинцева - это беспощадная правда, которая единственно нужна народу на его трудном пути к новому общественному строю».
О каком новом общественном строе идет речь, писатель не стал уточнять.
Но его вполне можно понять - речь идет об ином общественном строе.
«Дроздовы должны быть уничтожены. А Дроздовых у нас тысячи».
И это первый бой против партии, который начат романом Дудинцева.
По сути, из закупоренной бутылки вырвался дух той самой латентной гражданской войны, которая, в конце-концов, и привела к падению КПСС.
Посмотрим в «лагерь дроздовых», оценим реакцию партии.
В декабре 1956 года секретарь ЦК КПСС тогдашний министр культуры Фурцева провела совещание, где подвергла критике не роман Дудинцева, нет! А позицию издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».
Издательство отказалось печатать крамольный роман. И что же?
Высший ареопаг партии Отдел культуры ЦК КПСС принимает беспрецедентное решение - издать роман Дудинцева обусловленным ранее тиражом. Цитирую Записку Отдела Культуры: «ранее нами было принято решение об издании романа тиражом 30-50 тыс. экз. с тем, чтобы лишить демагогических элементов поводов для утверждений о том, что роман В. Дудинцева «запрещен». Считали бы правильным рекомендовать ЦК ВЛКСМ осуществить в издательстве «Молодая гвардия» выпуск романа В. Дудинцева «Не хлебом единым» обусловленным ранее тиражом».
И антисоветский роман издали. 30 тысяч экземпляров!
Вот еще один поворотный момент, но уже в сознании партии.
Отдел ЦК отчалил от партийного левиафана подобно торпедному катеру, затем отошел на приличное расстояние, развернулся и дал полный боевой залп - 30 тысяч торпед по корпусу КПСС.
В тысячи отверстий устремилась вода. Корабль стал оседать.
Этот эпизод красноречиво укрепляет позиции тех современных историков, например, американца Джефри Хоскинга, который считает, что распад СССР был итогом долгой (и часто хаотичной) серии политических решений в высшем эшелоне партийного руководства страны.
А что писатель Дудинцев?
Его пригласили в Ульяновск, в Университет, выступить перед студентами. Кто не знает, напомню - на родину Ленина. Заглянем в записки из дневника студента Револьта Пименова.
Пименов описывает полный зал. Люди сидят в проходах. Обсуждение было бурным. Аудитория раскололась. Большинство студентов кричало, что писатель прав: советское общество прогнило, бюрократия процветает. Что в стране нет демократии.
Ректор университета и несколько партийных чиновников пытаются перекричать аудиторию. В заключение дискуссии предоставляется слово Дудинцеву.
Цитирую дневник студента:
«Последним выступил Дудинцев. Его встречают бурной овацией. Но он не оправдал наших надежд. Все время говорил, что дроздовщина ликвидирована. Записка. Будьте мужественны. Он отвечает, мне сейчас не нужно мужества, противника нет. Крики: Эх, а мы то думали. Дудинцев: Демократия есть.
Последнее слово Дудинцев говорит под шум встающих студентов и расходящихся людей. Дудинцев явно не оправдал надежд».
Между тем, конечно же, Владимир Дудинцев не трусил, он говорил свою правду: если его антисоветский роман обсуждают по всей стране, если он опубликован в журнале, затем издан тиражом 30 тысяч, если он вот сейчас выступает перед студентами Ульяновского университета, и никто ему не заткнул рот, то демократия в СССР, конечно же, есть.
Это еще один поворотный момент эпохи.
Студенты освистали писателя.
Между тем, еще Троцкий писал - студенты, вот совесть партии. Если развернуть этот тезис в полную фразу, то мы прочитаем: студенты (а не пролетарии) первыми слышат родовые толчки нового курса и первыми формулируют партийные задачи.
В финале история партии и СССР пошла троцкистским путем.
Роман Дудинцева и идущий следом Солженицын дали начало широкому диссидентскому движению, вскоре появилась самиздатовская литература, и пошло: демонстрация в декабре 1965 года в Москве под лозунгами: уважать конституцию, выступления Сахарова, возвращение крымских татар из изгнания на родину, массовая сидячая забастовка евреев, желающих эмигрировать, в Приемной Верховного Совета в феврале 1971 года, отмена запрета на эмиграцию, возрождение церкви, появление оппозиции внутри самой власти и, наконец, закат, и падение партийной империи при Горбачеве, который взял курс на перестройку страны.
Случай с романом Дудинцева был первым сигналом отказа КПСС от социализма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции