Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В 2006-м году работа Музея Достоевского насыщена мемориальными проектами
03.08.2006
В этом году исполняется 185 лет со дня рождения и 125 лет со дня смерти писателя .
В этом году отмечается сразу несколько круглых дат, связанных с именем Федора Михайловича Достоевского. Экскурсии по местам писателя продолжают оставаться одними из самых популярных в Петербурге, а музей Достоевского давно превратился из обычного литературного музея в динамично развивающийся культурный центр.
2006 год смело можно назвать годом Достоевского, поскольку в этом году несколько раз отмечается какая-нибудь круглая дата, связанная с его биографией. Например, 185 лет со дня рождения и 125 лет со дня смерти писателя. 6 октября исполняется 500 лет с момента первого упоминания в письменных источниках фамилии Достоевских, 28 июля — 135 лет со дня рождения сына Достоевского Федора.
И петербуржцы, и туристы — все, как правило, хотят увидеть места, связанные с творчеством писателя: одна-две экскурсии в день проходят обязательно, — говорят в петербургском музее Достоевского, который, как обычно, живет напряженной жизнью. Это уже не просто музей в традиционном смысле слова, считает его директор Наталия Ашимбаева: «Мне кажется, что уже от такого статичного представления о музее многие музеи уходят в нашей время. Совершенно понятно, что если музей не живет многообразной, многосторонней жизнью, то он как-то уходит на задворки культуры, умирает, становится таким вот статичным явлением, которое мало привлекает людей. А когда музей и выставками, и спектаклями, и различными акциями, встречами с разными интересными людьми работает, то он становится таким центром живым. И нам кажется, что театр — это, безусловно, одна из таких самых привлекательных сторон жизни нашего музея сегодня».
Действительно, уже много лет музей тесно сотрудничает с «Белым театром». Были здесь и такие уникальные проекты, как постановки спектаклей по произведениям Достоевского совместно с мальчиками из Колпинской колонии. Заместитель директора по творческим проектам Вера Бирон рассказывает об этом проекте: «Идея кукольного "Преступления и наказания" у нас возникла после нашего проекта в колонии, где был фрагмент кукольный "Мальчик у Христа на елке", который сделали сами мальчики-заключенные. Мы знаем, что современные ребята вообще не очень много читают, тем более те мальчики, которые оказались в колонии, и через кукол было понятно, что им это интересно».
Очень необычный спектакль «Преступление», где играют и актеры, и куклы, и маски, и манекены, едет в Македонию сразу на два фестиваля — «Охринское лето» и «Актеры Европы». Участвует Музей Достоевского и в норвежском «Ибсен-фестивале». В этом году отмечается 100-летие со дня смерти Генрика Ибсена, и спектакль «Нора», поставленный в «Белом театре музея Достоевского», оказался единственным российским спектаклем, отобранным на этот фестиваль, где участвуют театры со всего мира.