Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
История Саровской пустыни, 300-летие которой торжественно отмечали на днях, тесно связана с именем одного из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви - Серафима Саровского (в миру Прохор Исидорович Мошнин). Великий старец и подвижник веры родился в Курске в 1759 году. С детства его жизнь была посвящена служению Богу: послушнические труды, служение в сане иеродиакона, а затем иеромонаха, пустынножительство и отшельничество, подвиги молчальника, затворника, мученика и молитвенника. Венцом жизни преподобного явилось святое богоносное старчество.
В 1825 году в возрасте 66 лет старец Серафим Саровский вышел из добровольного затвора, в котором он пребывал в течение 15 лет в своей монастырской келье, и стал искать уединения за пределами монастыря. Преподобный поселился к келье скончавшегося пустынника Дорофея, рядом с Богословским источником. Затем для него соорудили новый сруб без окон, у самого источника.
Здесь старец принимал посетителей и, пользуясь родниковой водой, исцелял больных. Жизнеописания преподобного, изданные к его канонизации в 1903 году изобилуют описаниями чудес и исцелений. Эта келья у источника и получила название "Ближней пустыньки", в отличие от дальней пустыньки, в которой Серафим Саровский жил раньше, с 1794 по 1810 год.
Дальняя пустынька расположена в шести километрах от монастыря. Здесь в лесу в уединенной молитве и молчании преподобный Серафим провел 16 лет. В последние годы в пищу он употреблял только траву. По приданию, к келье преподобного нередко приходили звери, которых он подкармливал, когда имел огород и разводил пчел, поэтому рядом с Серафимом нередко изображают медведя.
В 1804 году на старца напали трое крестьян, требуя от него денег. Преподобный Серафим обладал недюжинной силой, и в руках у него в тот момент был топор, однако старец не стал защищаться, был жестоко избит и едва выжил.
В этих же лесах преподобный Серафим провел в коленопреклоненной молитве на камне тысячу дней и ночей.
В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители.
Здесь находится знаменитая Канавка, - последний оплот Православия, по предсказанию преподобного. Серафима. Здесь вместе со старцем прошла Сама Пресвятая Богородица, благословляя Свой четвёртый удел. По Её следам и заповедал Серафим дивеевским сестрам вырыть Канавку - восьмиметровую границу, которая в последние времена станет для Антихриста непреодолимой преградой.
Сестры не торопились выполнить благословение старца, и тогда преподобный Серафим, явившись в Дивеево, сам начал копать святую. Канавку. Вдохновлённые этим чудом, сестры стали усердно работать, не оставляя своих трудов даже в лютые морозы. И всё же завершить работу так, как было заповедано, не успели. После праведной кончины преподобного, Канавка стала постепенно разрушаться, и уже к середине прошлого века святое место пришло в запустение. Во время нового расцвета обители Канавку восстановили, по ней совершаются ежедневные крестные ходы.
Смерть старец принял стоя на коленях перед иконой Божией Матери. Это произошло 15 января 1833 года, и погребен он был у алтаря Успенского собора Саровской пустыни. В июле 1903 года при участии императора Николая II и царской семьи состоялась торжественная канонизация святого. Мощи преподобного Серафима были открыты для всеобщего почитания. В 1919 году большевики закрыли Саровскую обитель. А в начале 1920-х из собора, построенного благодарным императором, были изъяты мощи преподобного Серафима, рака с мощами была вскрыта и вывезена в Москву, Свято-Серафимовская церковь была превращена в городской театр, а келья уничтожена.
Сначала мощи святого старца были выставлены в Румянцевском музее, а вскоре их след затерялся. Местонахождение их в течение многих десятилетий оставалось совершенно неизвестным, вновь они были обнаружены только в январе 1991 года в Казанском соборе Ленинграда.
В 1991 году скульптор Вячеслав Крылов поставил в Дальней пустыньке памятник преподобному Серафиму. В 2002 году Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики построил здесь часовню. В 2004 году была восстановлена келья преподобного Серафима.
К торжествам по случаю 300-летия основания Саровской пустыни, которые возглавил Алексий П, в "Ближней пустыньке", была построена небольшая деревянная церковь во имя Святого духа.