Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
18 февраля в кубинском городе Матансес фонд «Русский мир» совместно с издательством «Русский язык. Курсы» провел выездной семинар в Школе иностранных языков им. Ф. Энгельса.
На встрече присутствовали директор школы, заведующая кафедрой иностранных языков, преподаватели, студенты разных курсов, изучающие русский язык. Сотрудники фонда «Русский мир» рассказали о целях и задачах фонда, его деятельности в сфере образования, а также провели видеопрезентацию, посвященную России, Москве и Санкт-Петербургу.
Специально для студентов школы была подготовлена образовательная игра-викторина «Что вы знаете о России?», также состоялось учебное тестирование и была проведена обучающая игра по русскому языку.
Студенты показали хорошее знание русского языка, истории, литературы, культуры России и большую заинтересованность в их дальнейшем изучении.
В дар Школе иностранных языков им. Ф. Энгельса от имени фонда и издательства «Русский язык» были переданы учебные материалы по русскому языку.