Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министр образования Тынис Лукас заявил, что экс-министр Майлис Репс сознательно распространяет в русскоязычных СМИ лживую информацию.
По словам Лукаса, Репс утверждает, что, поскольку в проекте закона о гимназии в качестве языка обучения установлен эстонский, то русским гимназиям не будет выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности.
"В то же время, бывший министр образования прекрасно знает, что в положениях, касающихся языка обучения и перехода на эстоноязычное обучение в гимназиях, в новом законе, по сравнению с действующим, ничего не меняется. Переход на преподавание предметов на эстонском языке был записан в законе уже более десяти лет назад, и эти положения существовали в нем и тогда, когда министром была Майлис Репс", — говорит в распространенном в среду заявлении Тынис Лукас.
"Проект Закона об основной школе и гимназии уже долгое время остается под пристальным вниманием общественности. В результате честного и аргументированного обсуждения были сделаны предложения о внесении исправлений и, как известно, я отказался от централизованного разделения основной школы и гимназии. Поскольку количество учащихся гимназий в ближайшие годы значительно сократится, местные самоуправления неизбежно должны произвести изменения и в школьной сети", — сказал Лукас.
"Возможные изменения, вызванные сокращением количества учащихся, в равной степени затрагивают школы как с эстонским, так и с русским языками обучения. Разумеется, нельзя говорить о том, что школам с русским языком обучения угрожает специфическая опасность, обусловленная языком обучения и местом расположения. Например, в школах Нарвы сейчас существует 56 гимназических классов, однако к осени 2011 года количество учащихся гимназий Нарвы сократится почти вдвое, так что должно остаться всего 27 гимназических классов. Это привело бы к изменениям независимо от государственной политики в сфере образования. К примеру, в Йыгевамаа работают 8 гимназий, однако через пару лет во всем уезде останется 300 учащихся на всей гимназической ступени", — значится в обращении.
"Поэтому считаю особенно прискорбным и постыдным тот факт, что в ходе этого процесса Центристская партия начала совершенно сознательно распространять в русскоязычных СМИ ложную информацию и сеять страх среди школ с русским языком обучения", — заявил министр Лукас.