Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Проект «Учить русский, играя» способствовал популяризации русского языка в Германии
02.02.2010
Организацией «Германо-российский форум» представлен отчет о реализации проекта «Федеральный кубок - 2009 «Учить русский, играя». Проект, направленный на повышение интереса к русскому языку среди немецкой молодежи, был осуществлен в рамках грантовой программы фонда «Русский мир».
В основу проекта была положена немецко-русская версия языковой игры «Нью Амичи», в которой могут принимать участие и новички, и те, кто уже изучает иностранный язык. Материалы игры были адаптированы к условиям проекта, чтобы игроки смогли не только улучшить свое знание русского языка, но и познакомиться с географией, историей и культурой России. Чтобы стимулировать молодежь к участию в проекте, организаторы придумали остроумную идею - местом проведения финала они выбирают места, так или иначе связанные с футболом, который очень популярен в Германии.
Конкурс «Учить русский, играя» впервые состоялся в 2007 г. в масштабах трех федеральных земель.
Успех проекта позволил в 2008 г. провести его уже по всей Германии. В двенадцати из шестнадцати федеральных земель проект был взят под патронаж региональными министрами просвещения, в 2009 г. - уже в четырнадцати.
В 2009 г. осуществление проекта происходило в несколько этапов. В ходе подготовки к конкурсу (с января по апрель) были разработаны и отпечатаны флаеры и плакаты, обновлен дизайн интернет-сайта, разосланы приглашения школам. С помощью министерств просвещения, Ассоциации преподавателей русского языка в Германии и издательства «Корнельзен» о проекте было проинформировано почти 10 тыс. школ.
Внутришкольные конкурсы были проведены в апреле-июне 2009 г., региональные отборочные туры - в сентябре-октябре в 17 регионах Германии. К участию в конкурсе удалось привлечь 4300 школьников, половина из которых познакомилась с русским языком впервые.
Финал среди 17 команд, победивших во внутришкольных, а затем в региональных играх, состоялся 31 октября - 1 ноября в г. Гельзенкирхен (Северный Рейн - Вестфалия). Победителями стали школьницы Лена Рековски и Зерина Цоаетер из федеральной земли Рейнланд-Пфальц. Они выиграли главный приз - двухнедельную поездку в Россию. Команды, занявшие второе и третье места, также получили возможность посетить Россию.
Церемонию награждения победителей в г. Гельзенкирхен провел председатель германской Ассоциации преподавателей русского языка в федеральной земле Северный Рейн - Вестфалии Клаус Дропманн. Фонд «Русский мир» на церемонии представлял руководитель европейских программ Алексей Громыко. Он выступил перед участниками с приветственной речью, вручил победителям призы от фонда «Русский мир» и два приглашения на Ассамблею Русского мира.
Успех проекта и рост его популярности позволяют предположить, что ситуация с изучением русского языка в Германии может измениться в лучшую сторону. В настоящее время по привлекательности для молодежи русский язык стоит на пятом месте после английского, французского, испанского и латыни. В качестве аргументов против изучения русского чаще всего называют его сложность и небольшую востребованность.
«Русский - язык непростой, - признает и Аня Кретцер, руководитель проекта Федерального кубка. - Но начальные трудности в виде непривычного алфавита и сложной грамматики можно преодолеть. Зато английский знают сегодня все, а вот русский - немногие. Между тем, Россия - один из основных экономических партнеров Германии. Немецкие фирмы, имеющие представительства в России, с удовольствием берут на работу специалистов, владеющих русским языком».
Ход реализации проекта широко освещался в средствах массовой информации, в том числе на портале фонда «Русский мир». Организаторы уже запланировали проведение конкурса «Учить русский, играя» в 2010 г. На основании запросов учителей предполагается понизить минимальный возраст участников с 14 до 12 лет и расширить тематику региональных туров. Концепция конкурса признана эффективной и будет сохранена в прежнем виде.