Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ленделфут (Landelfoot) - небольшая прибрежная деревушка в Западной Шотландии, и в России мало кому известная . Однако 30 июля, в день Военно-морского флота России, в этом населенном пункте на берегу Ирландского моря установлена памятная доска в честь легендарного российского крейсера «Варяг».
Каждый в России знает волнующие строки: «Наверх, о товарищи, все по местам, последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает!» Впервые эти слова прозвучали из уст поэта Рудольфа Гренца, немца по происхождению, но стали известны всей России в русском переводе как поистине народные стихи. И действительно, для России подвиг «Варяга» давно стал примером воинской доблести и героизма.
Крейсер «Варяг» был спущен на воду в 1900 году первым из серии русских бронепалубных крейсеров, строившихся по программе «для нужд Дальнего Востока». А уже 25 февраля 1902 года крейсер достиг рейда Порт-Артура, где и базировался в течение двух лет. А еще через год, 28 декабря 1903 года совершил свой последний поход в корейский порт Чимульпо. Здесь на рейде его застало известие о начале русско-японской войны. Окруженный со всех сторон японской эскадрой крейсер «Варяг» принял решение не сдаваться без боя и, чтобы не подвергать риску базирующиеся по соседству английский, французский, итальянский и американские военные корабли, вышел в открытое море.
В 10.45 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Всеволод Руднев обратился с речью к команде: «Никаких разговоров о сдаче не может быть. Мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». Команда дружно поддержала своего командира. В 11.20 команды иностранных военных кораблей выстроились во фронт и с почестями проводили русский корабль на подвиг.
Бой был недолгим. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик «Варяга». Последующие выстрелы вызвали на крейсере пожар. Затем была уничтожена дальномерная станция и подбито несколько орудий. Уже в 12.20 крейсер «Варяг» неожиданно наскочил на камни и неподвижно замер в прицелах японских артиллеристов. Положение крейсера стало безнадежным. Снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме. Корабль начал наполняться водой.
По какой-то причине «Варяг» сполз с мели, и Руднев отдал приказ к отступлению. Однако путь на рейд оказался опасным. Продолжая крениться на левый борт, крейсер подвергался массированному обстрелу японских кораблей. Один из снарядов попал в третью дымовую трубу. Тем не менее, «Варяг сумел выйти из зоны обстрела» и ушел в сторону рейда. Японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Через пятнадцать минут бой закончился. На «Варяге» погибло 33 человека, 97 оказались раненными. Чтобы поврежденный русский корабль не достался врагу, команда приняла решение затопить крейсер.
В 18.10 на русском флоте перестал существовать корабль с названием «Варяг»: он лег на левый борт и скрылся под водой. Вместе с «Варягом» были затоплены еще два русских корабля. На судах европейских государств команда «Варяга» была доставлена в Шанхай, а оттуда в Россию.
Это известная часть легендарной истории крейсера «Варяг». Однако на самом деле после завершения боя при Чимульпо жизнь крейсера продолжилась. Практически сразу после боя японцы подняли крейсер со дна. Присвоили ему новое имя - крейсер «Сойя». И с 1907 года после капитального ремонта обновленный корабль существовал еще девять лет. Только затем японцы согласились продать «Варяг» России.
22 марта 1916 года крейсеру было возвращено его прежнее, легендарное название. Однако состояние корабля оставляло желать лучшего. Поэтому в начале 1917 года его отправили на ремонт в Великобританию - оказалось навсегда.
После Октябрьской революции крейсер был продан на металлолом. Однако исчезнуть навсегда ему не было суждено. Во время буксировки в 1920 году около побережья Шотландии он наскочил на камни, а в 1225 году окончательно затонул в пятистах метрах от Ленделфута (Landelfoot), найдя на дне Ирландского моря свое последнее пристанище.
Заместитель председателя оргкомитета по проведению мероприятия, посвященного открытию мемориальной доски крейсера «Варяг» в Шотландии, Михаил Слипенчук, рассказал, что идея увековечить последнее пристанище легендарного крейсера «Варяг» родилась в журналистской среде. Телевизионный журналист Алексей Денисов три года назад напомнил всей России драматичную историю «Варяга». После этого нам показалось очень важным, что легендарный «Варяг» не исчез бесследно в морской пучине, - сказал Слипенчук. - Сегодня имеется конкретное место, где он покоится. Мы почувствовали, что его нужно увековечить. Люди должны иметь возможность поклониться легендарному крейсеру.
Эту акцию решил поддержать аппарат полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе, а сам Георгий Полтавченко стал председателем оргкомитета мероприятия по увековечиванию памяти легендарного крейсера «Варяг» в Шотландии.
Любопытно, что после установки памятной доски крейсеру «Варяг» на Шотландском берегу мемориальная акция не закончилась. Наоборот, в этот день дан старт общероссийскому конкурсу проектов будущего памятника крейсеру «Варяг». Уже в ближайшем будущем на месте мемориальной доски появился полноценный монумент во имя доблести России. В оргкомитете рассказали, что в будущем заботу о памятнике возьмут на себя местные власти и российские предприниматели.
История крейсера «Варяг» полна драматизма. Боевой путь первенца бронепалубных кораблей русского флота оказался не слишком долгим, однако история его подвига стала примером для всех российских граждан.
Политический обозреватель РИА Новости Александр Юров