Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Швыдкой прибыл в Бразилию для налаживания связей в сфере культуры
28.07.2006
Михаил Швыдкой прибыл в Рио-де-Жанейро на открытие Чеховского фестиваля театра, который будет проходить в течение двух месяцев в трех главных городах Бразилии - Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Бразилиа.
Проведение такого уникального события - фестиваля русского театра в Бразилии само по себе является большой возможностью начать "серьезную программу культурного сотрудничества с Бразилией", сказал в интервью РИА Новости руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии РФ.
Михаил Швыдкой признал, что в советские времена программа культурных обменов между двумя странами была не на должной высоте.
"Но в последние 15 лет культурные отношения между Россией и Бразилией стали развиваться, - отметил он. - В прошлом году делегация Фонда культуры Бразилии (Фунарте) побывала в Москве и провела серьезные переговоры. Это был деловой контакт, который вселяет уверенность в будущее наших отношений в сфере культуры и искусства".
Руководитель агентства сказал, что России так же, как и Бразилии "важно представить бразильскую культуру во всех ее аспектах, а не только в смысле карнавала, как это общепринято". "У большинства россиян достаточно поверхностное представление о бразильской культуре, - заметил Швыдкой. - И для нас очень важно представить бразильскую культуру во всех измерениях, в том числе не только карнавал, но и кинематографическое, изобразительное искусство, кинематограф, что мы и собираемся делать".
Министр напомнил, что одним из самых устойчивых примеров сотрудничества в сфере культуры между Россией и Бразилией является Школа Большого театра в Жоинвиле, единственная школа классического танца Большого театра, действующая за пределами России.
"Мы продолжаем работать над этим проектом и будем уделять ему первостепенное внимание, - подтвердил Швыдкой. - Мы также можем предложить Бразилии целый спектр культурных "услуг", начиная от классического танца и заканчивая кинематографом. В наших планах - провести Год российской культуры в Бразилии и Год бразильской культуры в России, но это непросто и требует большой подготовительной работы".
Швыдкой выразил большое удовлетворение тем, что первый спектакль в рамках Чеховского фестиваля "Двенадцатая ночь" прошел накануне в Сан-Паулу с оглушительным успехом.
Среди других спектаклей, которые увидят бразильские ценители Мельпомены - "Борис Годунов" в постановке Доннована, в котором задействованы актеры московских театров, спектакль МХАТа "Старосветские помещики" молодого режиссера Карбаускиса, "Шинель" Валерия Фокина с Мариной Нееловой и, наконец, "К.И.из Преисподней" Камы Гинкаса. Этим спектаклем, который будет показан в трех столицах, фестиваль будет завершен в октябре.
Швыдкой подчеркнул, что в России внимательно относятся к развитию отношений в сфере культуры не только с Бразилией, но и в целом с Латинской Америкой, и намерены рассматривать Бразилию как некий "плацдарм" для распространения российской культуры в западном полушарии.