Главная
О журнале
Аспирантский вестник
Преподаем русский язык
Учим русский язык
Страноведение
Отзывы
Реклама
Форум
English
Подписка

 

  Журнал

 

Просмотр выпуска  

Другие выпуски:

Показать...


ВЫПУСК №1 2016 г.
Архив номеров...
   

 

  Анонсы статей

 

Читайте в следующем номере:


Межкультурная коммуникация: направления и перспективы
«Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.

Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.

Подробнее...

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Поиск по сайту

Главная Учим русский язык Новости

Просмотр новости

 


Идеология русского Ренессанса
01.12.2009

Необходимо осознать, что Россия вошла в XXI век без государственной идеологии, духовной основы единства народов, населяющих ее пространства, разъединившихся в условиях распада СССР по этнической или конфессиональной принадлежности.

Процесс разъединения дошел до войны на Кавказе. Это у всех на виду. Но процесс разъединения продолжается, что порождает вражду и эксцессы на межэтнической почве, принимая международный характер, с избиениями и убийствами иностранных студентов.

А знаете ли вы, что у РФ нет государственной идеологии на основании Конституции, наспех принятой в условиях распада СССР? В статье 13.2 написано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это исторический казус, смысл которого всем ясен: отрицание Конституции СССР, советской идеологии.

Признаются «идеологическое многообразие», «политическое многообразие, многопартийность», а у РФ не может быть «государственной идеологии». В таком случае вся деятельность Путина и Медведева заодно с партией «Единая Россия» антиконституционна: они навязали народам РФ идеологию одной партии, идеологию олигархов и демагогов, захвативших власть в результате контрреволюционного переворота, что привело к печальным и трагическим последствиям с разрушением устоев жизни и промышленности, с вымиранием населения, с разгулом преступности и коррупции, с детской беспризорностью и т.п.

Между тем, ведь ясно, ни одно государство не существует без идеологии, в исторической перспективе, несмотря на все перемены, духовной основы единства народа или народов из различных классов и слоев, тем более независимое. Государственная идеология - явление многоаспектное (здесь и религия), противоречивое, изменчивое в каких-то проявлениях в ходе исторического процесса, вместе с тем достаточно устойчивое, поскольку основывается на этнической или национальной культуре.

Идеология Российского государства, основанная на православии, с началом преобразований царя Петра претерпела изменения, с зарождением светского искусства и развитием научной мысли, с обращением к античности, первоистокам европейской цивилизации и культуры, с переходом от Средневековья к Новому времени, что произошло в странах Западной Европы в XIV-XVI веках. Россия пережила эпоху Возрождения так же, как и страны Западной Европы, но в свои сроки исторического развития, в чем ныне ни в ком не может быть сомнений. Открытие и осмысление Русского Ренессанса, лучше поздно, чем никогда, бесконечно важно в наши дни, когда Российское государство без руля и ветрил терпит крушение в бушующем море.

Петр I не был гуманистом, но он был мастером, каких и среди титанов эпохи Возрождения в Европе не сыскать. Он сознавал, что делал, и делал практически, как архитекторы и живописцы творили новую эпоху, эпоху Ренессанса. Цель преобразований Петра - общее благо, средства для достижения - просвещение народа, развитие ремесел, создание произведений искусств... То, что Ренессанс в России начинается с барокко, которым завершается эпоха Возрождения в Европе, полное смятенья и мистицизма, имеет свое объяснение, очень далекое от заимствований, к чему пытались свести развитие русского искусства в XVIII веке.

Дело в том, что эстетика Возрождения изначально заключала в себе классицизм и барокко, поначалу их не различали; ренессансную классику мы находим лишь у отдельных представителей Высокого Ренессанса, а у большинства - пышность и мистика, что усиливается к закату, но русское барокко, поначалу простое, суровое, у Трезини, вскоре обретает возвышенные и праздничные черты, у Растрелли, как и высокий классицизм у Росси. Это ренессансная классика, какая проявилась и в живописи Кипренского и Брюллова, и в поэзии Батюшкова и Пушкина. И определяющей чертой умонастроения эпохи, начиная от преобразований Петра, с победами русского оружия, до Золотого века русской поэзии и культуры, с победой над Наполеоном, властелином Европы, была гражданственность. Эпоха, исполненная поэзии и героизма, как в Греции в век Перикла, в которой Пушкин узнавал свою мифическую родину.

Барокко, как оно оформилось в Италии, в Испании, в Англии, - это не только эстетика, определенный стиль в архитектуре или в литературе, это и стиль жизни, это целое миросозерцание, результат того переворота, что пережила Европа в эпоху Возрождения, по сути, культурной революции, что мы наблюдаем и в России с началом преобразований Петра, только без смятенья и мистики, поскольку ренессансные явления в русской жизни и в русском искустве шли по восходящей линии. Императрица Елизавета Петровна с ее набожностью и жизнерадостностью - самое непосредственное воплощение русского барокко в жизни, в стиле эпохи, что воплощали в архитектуре Франческо Растрелли, в литературе Ломоносов с его разносторонней деятельностью ренессансного гения. C восшествием на престол императрицы Екатерины II, казалось бы, в одночасье барокко сменил классицизм, и снова говорят о заимствовании, между тем стиль эпохи, что задает двор, не изменился, - в архитектуре утверждается классицизм, другая сторона ренессансной эстетики, а в поэзии Державина и в образе его жизни - что? Классицизм? Нет, то же русское барокко, что у Ломоносова, только более яркое.

И русский классицизм - это не то, что классицизм или, точнее, уже неоклассицизм в странах Европы, - это непосредственное обращение к античности, как было в эпоху Возрождения, что особенно прояснивается с явлением в живописи Кипренского и Брюллова, в архитектуре Росси, в поэзии Батюшкова и Пушкина, представителей ренессансной классики в России, как Петрарка или Рафаэль в Италии. Таким образом, и русское барокко, и русский классицизм явились не только эстетикой, но и идеологией Ренессанса в России, по сути, идеологией Российского государства с начала преобразований Петра I. Но именно в Золотой век русской поэзии и культуры, в классический день Русского Ренессанса, впервые отчетливо проступает феодальная реакция, подавленная при Петре I и веком Просвещения при Екатерине II, феодальная реакция, исходящая от царской власти после разгрома восстания декабристов, с трагической судьбой Пушкина и Лермонтова. Именно феодальная реакция, казалось бы, охранительная по отношению к дворянству, кладет конец дворянскому периоду русской истории, с появлением разночинной демократической интеллигенции, мировоззрение которой становится господствующей, но не в политике царского правительства, а в развитии литературы, новой русской музыки и театра.

Ситуация в России становится еще более похожей на ренессансные эпохи в странах Европы и Востока, с развитием классической литературы, музыки и театра, только не узнанной современниками как эпоха Возрождения. Царское правительство вынуждено отменить крепостное право, что совпадает с развитием капитализма в России, родимые черты которого по Европе Гоголь и Достоевский воспринимали как беспорядок, каковой в более ужасающих масштабах мы вновь наблюдаем в современной России, отнюдь не новой, а старой, за 150 лет, с тем персонажи Островского вдруг оказались нашими современниками. Идеология Российского государства, исходящая от царского правительства, обрела формулу «самодержавие, православие, народность», явно не жизнеспособную в условиях нарастающего беспорядка. В то же время миросозерцание демократической интеллигенции, не говоря о радикальной, находит подтверждение в литературе, в живописи, в театре. Брожение умов всячески подавляется, но именно в этих условиях вырабатывается новый гуманизм и скорее даже не теоретически, а поэтически и в жизни, с тургеневскими барышнями, которые родят и воспитают уникальное поколение, вступавшее в жизнь в 80-е годы XIX века, поколение Серова, Чехова и т.д.

На рубеже XIX-XX веков умонастроение русского общества в громадной степени определялось, с одной стороны, радикальной интеллигенцией, с другой - более продуктивно купечеством, как было в эпоху Возрождения в странах Европы, да и Востока. Это третье сословие, о зарождении которого думала еще Екатерина II, открывая Воспитательный дом и институт благородных девиц в Смольном монастыре. Именно купечество со своими капиталами и сметкой предопределило новый период ренессансных явлений в русской жизни и в русском искусстве - Русский модерн. Русский модерн не только архитектура, великолепные особняки нуворишей и доходные дома, не только расцвет русского театра и новый расцвет русской живописи, словом, не только эстетика, эстетика отрадного, но и новая идеология Российского государства, поскольку и господствующие классы, и царская фамилия вполне уютно себя чувствовали в условиях, какие создавал Русский модерн. Тот же Нижний дворец в Александрии, где все носило печать буржуазности (помимо изобилия икон).

Идеология Русского модерна была пронизана идеями личности и ее достоинства, поэтому интеллигенция, даже бесконечно далекая от политики, сочувствовала революционному движению, даже террористам, поскольку существование царского режима воспринималось, как анахронизм. Особенно усилилось это умонастроение в России в связи с поражениями в войне с Японией и кровавым воскресеньем. Из песни слова не выкинешь. С подавлением вооруженного восстания в Москве Николай II был вынужден созвать Думу, но вместо того, чтобы найти в ней опору, он воевал с нею, пока, вляпавшись в новую войну, был вынужден отречься именно перед представителями Думы. Временное правительство, продолжая политику царя, должно было понести его участь. Умонастроение русского общества заключало не только идеи революции, но идеи, которые пронизывали два столетия Русского Ренессанса, с выработкой нового гуманизма, поэтическую и философскую квинтэссенцию русской классической литературы. Идеи марксизма витали лишь в головах мыслителей и революционеров, а выбор сделала русская интеллигенция, которая и воплощала в себе новый гуманизм, выбор сделал и русский народ с его тягой к коллективизму.

С тех пор в основе идеологии Российского государства, пусть под иным именем СССР, - народовластие, подлинная демократия, какая впервые зародилась в Афинах в V веке до н.э. Все жестокости гражданской войны (с обеих сторон), сталинские лагеря, перекосы, ошибки Советского правительства, недостатки советской демократии не меняют существа, основы идеологии СССР: свобода, равенство и братство народов, цель - общее благо. Это высшее достижение Русского Ренессанса. Идеология свободы, равенства и братства народов была в СССР реальностью, именно она собрала распавшую Российскую империю в единое государство СССР. Жертв гражданской войны, развязанной в большей мере в интересах Антанты, было бы неизмеримо больше, если бы победило белое движение, тем более можно с уверенностью сказать, что белые генералы не сумели бы объединить вновь народы Российской империи, распад которой был бы уже в 20-е годы XX века необратим, чему мы свидетели сегодня.

Идеология СССР - это высшее достижение Русского Ренессанса. Вот что выходит из великой истории Российского государства за последние три столетия, не осознанные нами как эпоха Ренессанса. В основе ее - народовластие, свобода и равенство народов, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, более того, дружба народов, поскольку и в взаимоотношениях между людьми утверждается не вражда: человек человеку - волк, а товарищество и дружба. И нет причин для вражды, ибо нет угнетения и эксплуатации человека человеком, нет чрезмерно богатых и чрезмерно бедных, и есть условия для жизни и развития каждого, в какой бы семье или вне семьи он ни родился, что обеспечивается бесплатным образованием, здравоохранением и т.д.

В одночасье всех этих благ, которые подразумевались сами собой, лишились народы СССР, РФ и других бывших советских республик, с воцарением всех прелестей рынка и чистогана. Ради чего? Прав человека?! Демократии по западному образцу, то есть денежных мешков? Ни одна партия в РФ, какие бы идеи и цели ни преследовали ее лидеры, не может игнорировать ход развития истории Российского государства, с формированием национальной культуры, в основе которой новый гуманизм, что нашло свое отражение не столько в сфере мысли, а по преимуществу в сфере искусства и прежде всего литературы, с тем школьное образование и воспитание в СССР уже в 30-е годы XX века стало классическим, охватывающим всю мировую культуру.

Правда, с изучением языков советская школа уступала классической гимназии XIX века, но это в условиях, когда переводческая деятельность в СССР сделалась воистину ренессансной. Ныне и система образования и воспитания в России разрушена, с переориентацией на западные формы и приемы, с сокращением часов на изучение русского языка и русской классической литературы, да еще за счет диссидентской литературы, перечеркивающей героическую историю страны. Идеология - понятие многозначное и употребляется в разных смыслах и значениях. В самом общем виде это идейное содержание того или иного явления или сферы бытия.

Обострение классовой борьбы и мировых противоречий в XIX-XX веках порождает у интеллектуальной и художественной элиты определенный негативизм к идеологии государств и классов, с деидеологизацией модернистских течений, с дегуманизацией искусства, что приводит к краху искусства в постмодернизме, с торжеством шоу-бизнеса. Подобные явления проявились в России еще в начале XX века, затем модерннстские течения были преодолены классической традицией - в условиях культурной революции, что закончилось тем же - диссидентским и постмодернистским крахом искусства: деидеологизация и дегуманизация умонастроения интеллигенции и искусства сомкнулись с антисоветизмом и шоу-бизнесом самого низкого пошиба. Понятие идеологии связали с советской идеологией, а последнюю свели к «марксизму-ленинизму» и «коммунизму», от чего отказались во имя «свободы», «прав человека», «рынка», «частной собственности», не подозревая, что эти усилия и порывы - тоже идеология, идеология разрушения СССР, а ныне, поскольку ничего не изменилось в этих усилиях и порывах, и РФ.

Между тем идеология Российского государства с начала преобразований царя-реформатора проявилась как идеология русского Ренессанса, на основе которой сформировалась национальная культура, духовное единство народов и народностей великой страны. Это единство из имперского в XVIII-XIX веках, в XX веке переросло в культурное единство нации, помимо этнической культуры и конфессиональной принадлежности отдельных народов и народностей. Это единство обеспечивалось не философскими учениями, а национальной культурой, прежде всего классической литературой с ее новым гуманизмом, на которой было основано образование и воспитание подрастающих поколений и миросозерцание народов и народностей, с сознанием духовного единства нации.

Русская (или российская) национальная культура в СССР, после перегибов первых лет революции, вопреки идеологическим догмам, стала советской, естественно основываясь на высших достижениях Ренессанса в России. Такова и национальная культура Италии (и других стран Европы), сформировавшаяся в эпоху Возрождения, что лежит в основе ее государственной идеологии, духовной основы нации, помимо католицизма. В русской литературе XIX века, которая была и философией освободительного движения, идеи социализма проступают естественно, в полном соответствии с новым гуманизмом, пусть они выработаны европейской мыслью, ибо эпоха Ренессанса восприимчива ко всем высшим достижениям всех времен и народов. Идея соцальной справедливости, равенства и братства оказалась для России даже ближе, чем для европейских стран, в которых воцарилась буржуазность как в образе жизни, так и в мировосприятии.

Надо понять и принять, после 20 лет непрерывного отрицания советского периода русской истории, что выбор русского народа в 1917 году не был случайным. Это Россия сказала миру новое слово. Отказавшись от него в угоду силам, которые лишь прикрывались пресловутыми либеральными ценностями, Россия потеряла лицо, РФ оказалась без государственной идеологии и без места в мире, достойного уважения, с вымиранием населения, как в годы войны и эпидемии чумы, с разрушением производства, основ и устоев жизни.

В нынешней ситуации в России, когда страна пребывает, как в осаде или оккупации сил, заинтересованных лишь в ее разграблении и разрушении, как и СССР, идеология Русского Ренессанса - единственная продуктивная идея российского сопротивления и залог победы. Это - как Знамя Победы, не копия и не урезанный символ, это наша память, наша культура, наша любовь и наша кровь.

Источник новости: forum-msk.org


<<< 01.12.2009
Умер предводитель европейского постмодернизма
 30.11.2009 >>>
В Брюсселе Сергей Юрский представил фильм «Евгений Онегин»

Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться



 

 

 
Новости сайта
Все новости сайта
23.03.2016
Вышел 1-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2016 год

Подробнее...

02.03.2016
Приглашаем авторов к сотрудничеству

Подробнее...

02.02.2016
Вышел 6-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

15.12.2015
Вышел 5-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

26.10.2015
Вышел 4-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...


 

 
Вход на сайт
 
Напомнить пароль
Регистрация | А для чего?

Зарегистрированных
посетителей: 24309

 

 
Мероприятия

 

 
Обратная связь
  Редакция:
Тел: +7(495) 336-66-47
editor@pushkin.edu.ru

Подписка:
+7 (499) 277-11-12
+7 (499) 267-40-10
8-800-200-11-12
(звонок из любого региона России бесплатный)
podpiska@vedomost.ru

Реклама:
Тел: +7(495) 228-24-08, 267-85-66
reklama@russianedu.ru

Работа портала:
info@russianedu.ru

 

 
Наши партнеры
Наши баннеры



Культура письменной речи. Помощь всем