Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Более тысячи человек примут участие в международных \"Глинских чтениях\"
28.07.2006
Около тысячи педагогов из всех регионов России, а также некоторых зарубежных стран примут участие в ежегодном Международном образовательном форуме "Глинские чтения", который откроется в четверг в Московской духовной академии (МДА) на территории Троице-Сергиевой лавры.
"Задача форума - работа с педагогами-практиками общеобразовательных учебных заведений, начиная с детских садов и до преподавателей вузов, с целью повышения уровня духовности и нравственности детей и молодежи", - сообщила РИА Новости директор "Глинских чтений" Татьяна Шевченко.
По ее словам, девизом форума в этом году станет изречение блаженного Августина: "Человек - это его совесть". А главная тема чтений - "Совесть как средство духовно-нравственного возрастания".
Форум, впервые состоявшийся 15 лет назад, был назван в честь Глинской пустыни - монастыря, основанного в XVI веке между Курском, Глуховым и Путивлем и ныне действующего в селе Сосновка Глуховского района Сумской области Украины. В XIX веке, по данным Шевченко, Глинская обитель как школа духовной жизни занимала первое место среди монастырей Русской Православной Церкви.
Участники форума в МДА обсудят, в частности, теорию и практику использования в системе образования не только святоотеческих писаний, но и духовного наследия Глинской пустыни, в том числе рекомендованных министерством образования трудов выдающегося подвижника обители - схиархимандрита Иоанна (Маслова), жившего в 1932-1991 годах.
Кроме того, среди основных направлений работы форума значатся: "условия успешности, положения и принципы православной педагогики", "нравственные идеалы и духовная безопасность России", "патриотическое и духовно-нравственное воспитание защитников Отечества", "духовно-нравственная составляющая профессиональной подготовки учителя", "роль детских и молодежных организаций в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения".
По информации дирекции форума, в этом году на него записались примерно 1200 человек. В числе докладчиков - архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий и епископ Новогрудский и Лидский Гурий из Белоруссии, а также болгарские иерархи.
"Глинские чтения" проводятся в рамках реализации Федеральной программы развития образования и приурочены к 15-летию кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова). Работа форума завершится в день его памяти - 29 июля.