Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
165 лет назад (1841) погиб на дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов. Михаил Лермонтов родился в Москве в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. Получил прекрасное образование. С 1827 года жил в Москве и учился в Благородном пансионе при Московском университете, где и начал писать стихи.
В 1830-1832 годах Лермонтов учился на нравственно-политическом отделении Московского университета, но, не найдя в занятиях удовлетворения, перебрался в Петербург, где поступил в Школу гвардейских прапорщиков. В 1834 году был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка; служил в Царском Селе, продолжая заниматься литературой. В 1837 году, потрясенный гибелью А.С.Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», которое переписывалось и выучивалось наизусть.
В феврале 1837 года Лермонтов был арестован и после следствия по высочайшему приказу отправлен на Кавказ. В ссылке Лермонтов, помимо стихов, работал над акварелями, писал маслом, делал многочисленные рисунки, проявив себя как талантливый живописец. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству В.А.Жуковского Лермонтов смог вернуться в Петербург, где вошел в аристократический кружок военной молодежи и сблизился с членами редакцией журнала «Отечественные записки».
В 1840 году, после дуэли с сыном французского посланника Э.Барантом, Лермонтов был снова отправлен на Кавказ. Несмотря на храбрость, проявленную Лермонтовым в битве на реке Валерик, Николай I отклонил представление его к награде. Возвращаясь после отпуска на Кавказ, Лермонтов задержался для лечения на водах Пятигорска. Здесь Лермонтов поссорился с бывшим сослуживцем Мартыновым. На состоявшейся дуэли у подножия горы Машук поэт был убит.
За неполные 13 лет литературной работы Лермонтов создал лирические стихи, поэмы («Тамбовская казначейша», «Мцыри», «Демон»), пьесы («Маскарад», «Два брата»), прозаические произведения («Герой нашего времени»). Узнав о гибели Лермонтова, Белинский написал: «Мы встречаем новое издание «Героя нашего времени» горькими слезами о невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова! Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и - исчезнуть во всей красе своей..»