Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Отдел по делам молодежи, культуре и спорту администрации совместно с отделом образования, опеки и попечительства Сеймского округа провели интеллектуальную игру для старшеклассников «Мелодия русского слова».
Красивая грамотная речь – эта тема сегодня очень актуальна. С экранов телевизоров, со страниц печатных изданий, не говоря уже об окружающих, на нас обрушиваются потоки искаженной речи. Кроме неправильного употребления падежей и ударений она насыщена жаргонизмами, не всем понятным молодежным сленгом и не к месту употребленными словами иностранного происхождения.
К борьбе за чистоту русского языка команды школ подготовились основательно. Команда «Фартовые ребята» школы №49 прочитала проникновенный монолог о родном языке, команда «Любители русского языка» из 53-й исполнила подходящую песню. «Визитные карточки» команд дали возможность прикоснуться к божественному языку Ломоносова и Пушкина. Команда школы №43 своей яркой постановкой о бранном слове убедила всех в его недопустимости и вреде.
Как прекрасен русский слог, ребята доказали, состязаясь в эпистолярном жанре. Они озвучили переписку двух влюбленных от XVIII века до XXI. Все команды показали прекрасный пример выражения чувств заданной эпохи.
Неплохое знание пословиц и поговорок продемонстрировали и болельщики.
В оригинальном конкурсе участники игры с помощью музыкальных импровизаций высмеивали нелепые тексты современных песен, которых сейчас немало на нашей эстраде.
Наиболее ярко выступили и в итоге поделили 1 место команды 56-й и 43-й школ, третье – у школы 33, приз жюри достался болельщикам школы №43.