Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Великий и могучий русский язык на Вологодчине будут укреплять.
Для этого Правительство области разработало и утвердило обширный список мероприятий, рассчитанный на 2007-2010 годы. Он предполагает разработку рекомендаций по изучению русского языка в школах и ВУЗах, повышение квалификации учителей, проведение ежегодного праздника русского языка, конференций, семинаров и многое другое.
Своим мнением по этому поводу с нашим корреспондентом поделился череповецкий писатель Александр РУЛЕВ-ХАЧАТРЯН. По его словам, укреплять позиции русского языка всегда полезно, однако главное здесь - «не забывать о том, что человек усваивает язык в детстве и будет говорить так, как говорят его родители, воспитатели в детских садах и учителя в начальной школе, поэтому если заниматься языковым воспитанием, то - «с младых ногтей».