Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Валентин Распутин встретился с красноярскими читателями
13.07.2009
Известного литератора встречают аплодисментами. В своё время мантию - символ всепобеждающего знания - первым примерил Виктор Астафьев. У них с Распутиным немало общего: оба рождены в Сибири, позади голодное детство, при жизни стали классиками. У них были сложные отношения друг с другом, связующим звеном всегда был критик Валентин Курбатов. Он тоже приехал в Красноярск. Распутина и Астафьева назвал последними русскими писателями большого стиля.
Литературная слава к Валентину Григорьевичу пришла в 70-е. Он и сейчас ведёт активную общественную жизнь, поднимает острые вопросы в публицистике, переписывается с учителями. Автора книги "Учитель французского" беспокоит современное состояние образования в школе, особенно в области русского языка и литературы. Распутин не приемлет форму ЕГЭ.
Писатели вместе с ректором педагогического университета Николаем Дроздовым путешествовали по северу края. Объехали деревни, города, которые будут затоплены после строительства Богучанской ГЭС. Человек, когда-то создавший "Прощание с Матёрой", вновь, как много лет назад, увидел: люди сомневаются, во многом не могут и не умеют разобраться. Им платит какие-то средства государство в качестве помощи, но живут они скромно и даже бедно. Литераторы подчёркивают - унижений, которые терпит беззащитный русский человек, стало гораздо больше.
Курбатов и Распутин подчёркивают - они ни в коем случае не против прогресса. На встрече в университете лишь напомнили: как только тысячи гектаров земли окажутся под водой, изменится природа и тысячи людей потеряют главное - свои корни, свою духовную родину.