Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Китае стартовал масштабный конкурс на знание русского языка
06.07.2009
В Китае стартовал крупномасштабный конкурс на знание русского языках в рамках мероприятий «Года русского языка». Об этом сообщила «Росбалту» редакция газеты «Жэньминь жибао», которая организовала конкурс.
Крупномасштабный онлайновый призовой конкурс на знание русского языка проводится по инициативе глав КНР и РФ на рубеже 60-летия со дня установления дипломатических отношений между двумя странами. «Конкурс стал одним из важных мероприятий в рамках «Года русского языка в Китае», способствуя дальнейшему развитию культурных и языковых обменов между Китаем и Россией и гуманитарному сотрудничеству, укрепляя взаимопонимание между народами Китая и России, повышая уровень отношений китайско-российского стратегического партнерства», – отмечают китайские журналисты.
Конкурс ориентирован на изучающих русский язык студентов вузов и общественных деятелей Китая, владеющих русским языком. Сроки проведения конкурса определены со 2 июля по 2 сентября. Участники могут в течение 2 месяцев заполнить электронный бланк ответов в режиме онлайн, отвечая на вопросы, касающиеся истории, страноведения, литературы, общества и культуры России, а также предоставить сочинение на русском языке, главная тема которого – «Я и Россия».
Участники конкурса разделены на три группы: группа младшекурсников (1 и 2 курс), группа страшекурсников (3 и 4 курс), группа аспирантов и представителей общественности. Для каждой группы определено число призовых мест: первая премия—2 человека,2 премия—4 человека,3 премия—8 человек и памятный приз—10 человек. Обладатели первой премии получат возможность бесплатно совершить недельную поездку в Россию.