Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Представительство Cахалина на Хоккайдо наградило участников всеяпонского конкурса русского языка
01.07.2009
Восьмой всеяпонский конкурс русского языка университета Саппоро прошел при поддержке генерального консульства РФ в г. Саппоро, представительства Сахалинской области на Хоккайдо, Всеяпонской ассоциации русистов, газеты "Хоккадо Синбун".
Около 60 участников конкурса выступали с речами, читали стихи знаменитых русских поэтов, соревновались за главный приз - поездку в Москву и стажировку в одном из высших учебных заведений столицы РФ. В конкурсе приняли участие люди разных возрастов и профессий - от 12-летних школьников, интересующихся русской поэзией, до студентов, мечтающих найти работу в России, и пенсионеров, изучающих русский язык для того, чтобы читать русскую классику.
Первое место заняла студентка 4-го курса знаменитого токийского университета "Васэда" Хигасидэ Томо с речью "Нос". Хигасидэ Томо уже пять лет изучает русский язык и играет в театре при университете, именно поэтому она поразила всех присутствующих своим артистизмом.
Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе администрации Сахалинской области, на конкурсе было много интересных и актуальных выступлений. К примеру, студентка второго курса университета Саппоро Табата Юи, занявшая второе место, подняла вопрос перепроизводства молока на Хоккайдо.
Кроме главного приза, участникам конкурса были присуждены призы ассоциации русистов, газеты "Хоккайдо Синбун", генерального консульства Российской Федерации в г.Саппоро. Представительство Сахалинской области на Хоккайдо традиционно вручило более десяти призов за "волю к победе".
Организаторы отмечают, что уровень подготовки участников повышается. Помимо студентов, ежегодно в конкурсе участвуют школьники из префектуры Аомори. В этом году преподаватель русского языка Александр Новгородский привез около десяти своих учеников, показавших хороший результат.
Цифра восемь в Японии означает дальнейшее развитие и совершенствование. Через 2 года всеяпонский конкурс русского языка университета Саппоро будет отмечать свое десятилетие.