Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Медали и гравюры времен Петра I в ГМИИ имени Пушкина
30.06.2009
Музей изобразительных искусств имени Пушкина отмечает 300-летний юбилей Полтавской битвы. Сегодня там открывается выставка «Великие русские победы в медали и гравюре».
Бронзовые, серебряные и золотые медали позволяют наглядно представить ход Северной войны. Это самые старые русские медали – именно Петр I основал в России традицию создания таких памятных знаков. На них изображены батальные сцены, захваченные крепости и города, портреты двух государей-полководцев – российского императора и шведского короля Карла XII. Создание первых памятных медалей на победы в Северной войне Петр I доверил известному европейскому мастеру – немецкому медальера Генриху Мюллеру. Немец имел перед глазами присланные из России гравюры с изображением русских побед. О тонкостях изготовления медалей нам рассказала куратор выставки Наталья Смирнова.
«Все медали делались на основе русской графики. Гравюры на события Северной войны стали создаваться сразу после 1703 года. Как раз они и составили «Книгу Марсову» - своеобразную хронику Северной войны. На эту книгу и ориентировался Мюллер. На оборотной стороне каждой медали изображены планы сражений и захваченные русскими войсками крепости. На «лицевой стороне» - портрет императора.
Мюллер создал три варианта портрета Петра I, различающихся по стилю и деталям облачения. На этих медалях выбивались латинские надписи – европейцы должны были понимать сюжет и знать, что Россия сильна как никогда. Эта серия имела необыкновенный успех, на образцах Мюллера училось несколько поколений русских медальеров».
Экспозицию медалей дополняют около 20 цветных и черно-белых гравюр по рисункам выдающихся художников XVIII века – Шхонебека, Пикарта, Зубова и других — с видами и планами знаменитых сражений и морских битв. Выставка будет работать до 15 сентября.