Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Лондоне прошла неделя аукционов русского искусства
15.06.2009
Завершилась традиционная неделя русского искусства: аукционные дома Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonham’s провели в Лондоне несколько сессий торгов, которые предваряла трехдневная ярмарка Russian Art Fair. По словам очевидцев, несмотря на кризис, количество покупателей, съехавшихся на торги, меньше не стало. Зато кризис заметно сказался на коллекциях, которые представили аукционные дома, и соответственно на результатах продаж.
Главные торги недели – вечерний аукцион Sotheby’s – в этот раз включали всего 27 лотов и далеко не шедевров. Это вполне ожидаемая кризисная ситуация – мало кто полагал, что коллекционеры станут быстро расставаться со своими вещами. Искусство – последний актив, который начнут продавать лишь в том случае, если ситуация будет совсем плачевной, так как по сравнению, например, с акциями произведения искусства помимо инвестиционной составляющей несут на себе серьезную эмоциональную нагрузку.
В связи с выбранной Sotheby’s политикой коррекции цен эстимейты были заявлены вполне адекватные ситуации, а торги между тем принесли три ценовых рекорда. Жизнерадостное полотно Бориса Кустодиева «Деревенская ярмарка» при оценке 1–1,5 млн. фунтов после продолжительной борьбы было продано за 2,8 млн. фунтов, а ранняя работа Исаака Бродского «Нянька с детьми», считавшаяся утраченной около 100 лет назад, выросла в цене с 300–500 тыс. до 937 тыс. фунтов.
Еще один рекорд, более неожиданный, установил пейзаж Константина Крыжицкого, подорожавший в четыре раза – с 60–80 тыс. до 289 тыс. фунтов. Всего вечерние торги Sotheby’s принесли 7,9 млн. фунтов (при эстимейте 6,7–9,9 млн. фунтов). Для сравнения прошлогодние вечерние торги принесли 21 млн. фунтов.
Неплохо прошли торги аукционного дома MacDougall’s, который в этот раз заработал 7 млн. фунтов только на аукционе русской живописи XIX–XX веков. Еще полмиллиона принес отдельный аукцион икон, который дом проводил в этот раз впервые. Топ-лот торгов – «Портрет Алисы Ривуар» кисти Ильи Репина – был продан за 1,4 млн. фунтов, а полотно Петрова-Водкина «Материнство» купили за 1 млн. фунтов.
Остальные сессии принесли более скромные результаты, ясно показывающие, что сегодня востребованы либо выдающие, либо при отсутствии последних хотя бы добротные вещи. Те, которые в будущем не потеряют ценности. Дневные торги Christie’s, которые включали как живопись, так и декоративно-прикладное искусство, принесли 4 млн. фунтов при 65% проданных лотов (год назад результат тех же торгов равнялся 11 млн. фунтов). Лучше всего (иногда со значительным превышением эстимейта) продавались «первые имена» – работы Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Похитонова. Самым дорогим лотом стало полотно Василия Шухаева «Финская деревня» (690 тыс. фунтов).
Аукцион Bonham’s, всегда уступающий более серьезным конкурентам по качеству работ, но отличающийся сравнительно небольшими ценами, на этот раз прошел еще более сдержанно. Было куплено 45% лотов – в основном предметы декоративно-прикладного искусства на общую сумму всего около 1 млн. фунтов.
Было представлено на русских торгах и современное русское искусство – около сотни лотов на Sotheby’s и столько же на MacDougall’s. Спросом оно не пользовалось – на каждом из аукционов было продано не более 30–40% лотов, и, за исключением редкого полотна Бориса Свешникова на MacDougall’s, проданного за 210 тыс. фунтов, цены на остальные работы не превышали 100 тыс. фунтов.