Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предварительные итоги проведения ЕГЭ по русскому языку
01.06.2009
По данным министерства образования и науки Самарской области, из 20176 подавших заявление на участие в экзамене, на пункты проведения явились 19035 человек. Из них: выпускников средних общеобразовательных школ 18138, выпускников учреждений среднего и начального профессионального образования 667, выпускников прошлых лет 230.
Из числа не явившихся подавляющее большинство составляют выпускники учреждений профессионального образования и выпускники прошлых лет. Это связано с изменениями правил приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования.
На 91 пункте проведения экзамена (ППЭ) присутствовали 111 общественных наблюдателей, представители 10 средств массовой информации.
В ходе проведения контрольных мероприятий членами государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), а также уполномоченными ГЭК были вскрыты отдельные нарушения порядка проведения ЕГЭ. Ряд участников экзамена получили предупреждения за попытки использования справочных материалов и мобильных телефонов (Самара, Отрадный).
Наибольшее количество нарушений обнаружено в двух ППЭ, расположенных в городском округе Кинель: два участника ЕГЭ удалены за использование мобильных телефонов, двое предупреждены. Составлен акт о грубейшем нарушении, допущенном на одном из ППЭ уполномоченным ГЭК, сотрудником Кинельского Ресурсного центра - копирование контрольно-измерительных материалов одной из экзаменуемых. По данному факту проводится проверка сотрудниками управления по надзору и контролю министерства образования и науки, после которой будет принято решение об ответственности лиц, по вине которых допущено данное нарушение.
Министерство образования и науки Самарской области намерено принять дополнительные меры по ужесточению контроля в ходе проведения единого государственного экзамена.