Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Молодежь из Прибалтики и Сербии изучает российскую историю на раскопках в Сарой Ладоге
20.07.2006
В городе на Неве проходит очередной этап программы "Санкт-Петербургский Международный летний культурно-исторический университет", целью которой является привлечение молодых зарубежных соотечественников, интересующихся изучением истории России, к непосредственному участию в российских культурно-образовательных проектах. Формат проекта - просветительские лекции ведущих специалистов Санкт-Петербурга по ключевым вопросам истории России от древности до нового времени и участие в археологических раскопках на территории Староладожского музея-заповедника. По окончанию программы каждый участник получает диплом (сертификат). Среди участников проекта: школьники, студенты и преподаватели ВУЗов из Эстонии, Латвии, Литвы и Сербии.
В 2006 году лекционная программа проводится в Санкт-Петербурге и в поселке Старая Ладога Волховского района Ленинградской области. Программа лекций предложена руководством академических институтов - Санкт-Петербургского Института истории РАН и Института истории материальной культуры РАН.
Программа является развитием проекта "Международная экспедиция-школа "Старая Ладога", успешно реализованного Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в 2004 и 2005 годах. Проект получил положительный общественный резонанс и был одобрен Президентом России В.В.Путиным, посетившим Старую Ладогу в 2004 году.
В 2003 году отмечалось 1250-летие основания Старой Ладоги. Город Ладога - первая государственная столица России. Уже 1000 лет тому назад г. Ладога (после 1704 года - Старая Ладога) была экономически процветающим международным городом и портом. Сегодня Старая Ладога является музеем-заповедником федерального значения. Он учрежден по инициативе Староладожской археологической экспедиции в 1984 году. На территории заповедника сохранилось более 160 памятников истории, археологии, архитектуры и искусства, а также природный исторический ландшафт.
Старая Ладога изобилует уникальными архитектурными памятниками: Староладожская каменная крепость, земляная крепость - "Земляной город", храм Святого Георгия, благодаря своим фрескам получивший общеевропейскую художественную известность, деревянная церковь Святого Дмитрия Солунского, древнерусские храмы и постройки Успенского и Никольского монастырей. Особо примечательны Ладожские могильные холмы - сопки VIII - X вв., достигающие 10 - 15 м высоты. Культурный слой мощностью от 3 до 5 метров содержит находки и постройки VIII - XVII вв.
Периодические раскопки в Старой Ладоге проводились с 1708 года. С 1972 года по настоящее время постоянные исследования проводятся Староладожской археологической экспедицией под руководством профессора А.Н. Кирпичникова, сообщили организаторы.