Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель «с негромким присутствием в литературе» Юрий Домбровский
13.05.2009
Писатель «с негромким присутствием в литературе», оставивший в наследие романы о Державине, Байроне и Шекспире, об арестах и ГУЛАГе. Юрия Домбровского часто сравнивали с Дон-Кихотом, сражавшимся с ветряными мельницами всю жизнь.
Тема лагерей и ссылок нашла отражение в творчестве писателя. Так появились автобиографические романы, ставшие откровениями для многих поколений читателей: «Хранитель древностей» и его продолжение – «Факультет ненужных вещей». Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Юрия Домбровского Рассказывают «Новости культуры».
На одной из фотографий – Домбровский до ареста. Красивый и уверенный в себе юноша. На другой, снятой всего через полгода, можно увидеть человека с погасшим взглядом. Редкие снимки представлены на выставке, посвященной 100-летию писателя, в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье».
«Он сидел, как человек, который продолжал быть человеком, себя бесконечно уважая. Почему его не убили, хотя много раз пытались, – вот это вопрос, на который я никак не могу ответить», – говорит друг Юрия Домбровского, писатель Евгений Цветков.
«Это уже рукописи. Видите, он писал всегда в тетрадках. Рукопись "Факультета". Последняя вещь – "Добролюбов". О нем почти никто ничего не знает, он не успел его издать», – рассказывает вдова писателя Клара Турумова-Домбровская. Она вспоминает, что при жизни Юрий Осипович чудом опубликовал пять книг: «Державин», «Обезьяна приходит за своим черепом», «Хранитель древностей», «Смуглая леди» , «Факел». Анализируя эти произведения, литераторы сходятся во мнении: даже о том страшном времени Домбровский писал с любовью. Герои его произведений, несмотря ни на что, старались радоваться жизни.
«У него поразительное буйство красок и умение создать образы городские, прежде всего. Алма-Ата 1930-х годов – по существу, она сохранилась только в произведениях», – замечает писатель Семен Виленский. Томик «Факультета ненужных вещей» – это первое издание главного труда Домбровского, над которым он работал одиннадцать лет. Книга вышла в Париже в 1978 году. Юрий Осипович рискнул опубликоваться за границей без разрешения вышестоящих инстанций. Он знал, что расплата будет. В ее ожидании он написал рассказ «Ручка, ножка, огуречик» и вскоре повторил судьбу своего героя.
«И не давали жить. Выкинули из автобуса, дали жару, как следует. Били в живот и ключицу разбили, жить не давали. Потому что "Факультет" был противорежимный, потому что он был опубликован на Западе. Он готовился – или будут вышибать из Союза, или сопровождать на Запад», – продолжает вдова писателя.
В апреле 1978 года тайком из Франции Домбровскому привезли три экземпляра только что опубликованного романа, а уже в мае его не стало. О смерти Домбровского, известного во всем мире, в советских газетах ничего не сообщалось. «Факультет ненужных вещей» впервые в нашей стране был опубликован лишь в 1991 году. Теперь произведения Домбровского переведены на десятки языков, его книги выходят миллионными тиражами, а самого автора по праву называют одним из крупнейших писателей XX века.