Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На Камчатке определены лучшие знатоки русского языка среди китайских студентов
13.05.2009
Определены лучшие знатоки русского языка среди китайских студентов, обучающихся в вузах Камчатки.
Распоряжением Президента РФ 2009 год объявлен Годом русского языка в Китайской Народной республике и Годом китайского языка в России для развития межнационального сотрудничества, расширения связей в гуманитарной сфере и углубления контактов между молодежью двух стран.
В конкурсе сочинений «На русском с любовью» среди китайских студентов, обучающихся на курсах русского языка в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга, победителями стали Лю Ган, Лю Тяньци. В конкурсе чтецов (исполнение китайскими студентами стихотворений на русском языке) - Чжоу Цзинь Цзинь, Гуан Чжанвэй, Лю Ган.
В рамках Года русского языка в КНР Камчатским государственным университетом имени Витуса Беринга совместно с Камчатским институтом повышения квалификации педагогических кадров были также организованы художественная постановка на русском языке «По страницам русских сказок» с участием китайских студентов и конкурс творческих работ среди китайских студентов начального этапа обучения русскому языку.
Министерство образования и науки Камчатского края планирует организовать переписку учащихся образовательных учреждений региона со сверстниками из Китая посредством сети Интернет. Планируется также, что камчатские специалисты примут участие в работе Азиатско-тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы.