Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министр образования и науки России Андрей Фурсенко, прибывший в Казань с рабочим визитом, еще раз подтвердил невозможность сдачи ЕГЭ на любом другом языке, кроме русского. «ЕГЭ должен иметь единую форму и сдаваться на русском языке, — заявил на брифинге Андрей Фурсенко. — Это гарантия того, что человек, сдавший экзамен, сможет успешно продолжить обучение в любом вузе страны».
Незадолго до визита министра образования и науки в Казань Верховный суд России отказал в удовлетворении иска родителям ученика (по другим сведениям — ученицы) казанской татарской гимназии №2, в котором оспаривался порядок сдачи ЕГЭ только на русском языке.
Отвечая на вопросы журналистов, министр не сказал ничего конкретного о ближайших планах Минобрнауки РФ, но заметил, что «роль регионов в рамках разработки образовательных программ должна быть существенной», а также, что экзамены на национальных языках могут и должны вводиться на протяжении всей учебы. «Эти вопросы мы будем обсуждать, в том числе, и с руководством Татарстана», — обещал Андрей Фурсенко.
Он заявил, что новые образовательные стандарты возможностей для национального образования не убавят. Только для этого нужна работа на местах: «Чтобы в рамках нового стандарта было больше и инновационной составляющей, и составляющей, учитывающей национальные и местные моменты». Тогда каждый гражданин России сможет получить общее образование с учетом особенностей своей республики или области.