Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Бакинские школьники изучают русский язык с помощью компьютера
04.05.2009
Современные технологии помогут говорить правильно по-русски. Учительница словесности из Баку решила бороться с неграмотностью старшеклассников их же методами и усадила учеников за компьютер. Теперь школьники зарабатывают пятерки не только по русскому, но и по информатике. Как это возможно - выясняла Лена Петревска.
Внешний вид учительского стола за последнее время очень сильно изменился. Вместо кипы учебников - компакт диски. Конспект урока - в ноутбуке. Прежний вид имеет разве что классный журнал.
Преподаватель русского языка и литературы Хатира Гаджиева однажды зашла на форум, где переписываются ее ученики, и была потрясена их безграмотностью. Поняла, надо искать новые подходы к обучению. К каждой теме по русскому и литературе разработала компьютерные программы. Один клик мышкой - и на экране появляются правильные ответы.
Самостоятельная работа приветствуется. Ученики старших классов регулярно сами создают электронные уроки. В этом полугодии программа «Имя числительное» Наргиз Алиевой оказалась лучшей. Она и была представлена на обсуждение педагогам.
Наргиз Алиева, ученица 10 класса, призналась, что на создание программы у нее ушло «довольно много времени», потому что всю информацию надо было дать в очень сжатом виде.
На конференции разгорелся спор, как часто стоит проводить электронные уроки, не отучают ли они ребят от привычки читать книги.
Хатира Гаджиева, преподаватель русского языка и литературы, убеждена, что «тот, кто читал, тот будет продолжать читать». «Книгу не может заменить ни фильм, ни МР3», - добавила она.
Инновационные технологии применяются не только в школах. Компьютерные программы активно используют педагоги Бакинского славянского университета. У людей, желающих получить второе высшее образование, популярностью пользуется дистанционное образование Института инноваций.