Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российский павильон на Венецианской биеннале покажут в Москве
14.04.2009
«Опираясь на личный художественный опыт и глубоко укорененные в современном русском искусстве традиции русского авангарда, участники русского павильона Павел Пепперштейн, Алексей Каллима, Георгий Острецов, Андрей Молодкин, Анатолий Журавлев, Ирина Корина, Сергей Шеховцов проблематизируют и метафоризируют тему «победа над будущим», - передает РИА «Новости» слова директора Московского дома фотографии, Ольги Свибловой, которая является куратором российской экспозиции.
Агентство приводит сообщение организаторов, в котором говорится, что концептуалист Павел Пепперштейн представит на биеннале серию картин «Перспективы развития», в которых «жесткие супрематические элементы произрастают сквозь расплывчатые контуры мегаполисов будущего».
При этом в зале будет звучать авторский рэп художника с включениями из «Весны священной», написанной Игорем Стравинским в 1913 году.
Инсталляция «Черные дыры» Анатолия Журавлева, как отмечает куратор, поднимает проблему проявления будущего через прошлое. Автор использует сотни небольших фото с изображением исторических персонажей, повлиявших на ход истории в ХХ веке. Все они помещены в абстрактные черные кляксы, которые заполнят экспозиционное пространство от пола до потолка.
Андрей Молодкин для инсталляции «Красное и черное» сделал две полые стеклянные скульптуры Ники, одна из которых заполняется красной жидкостью - кровью, другая – черной , нефтью. Проекция изображений обеих Ник на экран совмещает изображения друг с другом, символизируя амбивалентность любой победы.
Отсылающий к теории хаоса проект Алексея Каллимы – «Теорема дождя» - также призывает к размышлению над ценой победы: по словам Свибловой, художник сделал фрески с изображением заполненных болельщиками трибун, часть из которых переживают радость победы, другая - горечь поражения.
Неорусскую геральдику фасада павильона России, который был построен в 1914 году по проекту Алексея Щукина, обыграет созданная Сергеем Шеховцовым инсталляция из поролона под названием «Картуш».
Основными местами проведения биеннале, которая в этом году по замыслу ее куратора Даниеля Бирнбаума проходит под девизом «Создавая миры», по традиции являются Арсенал и сад Джардини, где располагаются павильоны разных стран, в том числе и России. В общей сложности в работе выставки принимают участие порядка 90 художников и арт-групп со всех континентов.
При этом произведения русских авторов на этом престижном смотре современного искусства можно будет увидеть не только в Российском павильоне, но и в рамках параллельной программы.