Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сегодня – Международный день детской книги. Этот праздник отмечается в день рождения Ганса Христиана Андерсена.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Сын башмачника и прачки, Ганс Христиан хотел стать актером, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Когда актера из него не получилось, Андерсен стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы, писал много, но его сочинения мало кому нравились.
Только в 1835 году Ганс Христиан, уже тридцатилетний, еще бедный и почти безвестный, написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...». Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни не только для Андерсена, но и для всех людей, умеющих читать.
Первое собрание его сказок было издано в 1835 году, и с тех пор герои творческой фантазии датского писателя путешествуют по всему миру, завоевав сердца миллионов читателей. С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий оловянный солдатик и Русалочка, Дюймовочка и гадкий утенок, мальчик, который был единственным, кто крикнул людям правду: король-то голый! Андерсен подарил нам сказочный мир, где не всегда побеждает добро, но всегда живут любовь, печаль и сострадание.
В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1845 году вышел его роман «Импровизатор», а в 1894-1895 годах - собрание в 4 томах. В день рождения Ганса Христиана Андерсена отмечается Международный день детской книги; его имя носит высшая международная премия за лучшую детскую книгу - Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. Его Русалочка стала символом Дании и Копенгагена.
В 1782 году в этот день близ Троице-Сергиевой Лавры был основан город Сергиев Посад.
Сергиев Посад, который называют столицей русского православия, расположен в 70 километрах от Москвы по Ярославскому направлению. В середине XIV века Сергий Радонежский основал на горе Маковец один из самых больших и значительных монастырей Руси – Троице-Сергиеву лавру. Впоследствии из подмонастырских слобод сформировался посадский город. Обитель стала градообразующим элементом, собравшим вокруг себя ремесленническое население.
Троице-Сергиев монастырь был не только духовным центром России. Он активно участвовал в государственных делах и сыграл немалую роль в истории страны. Так, в 1380 году Сергий Радонежский дал легендарное благословение великому московскому князю Дмитрию Донскому на сражение с Мамаем на Куликовом поле. С 1608 по 1610 год лавру осаждали польско-литовские отряды Александра Лисовского. В течение 16 месяцев защитники обители мужественно сопротивлялись осаде, переживая болезни и голод, но не сдались. А позже здесь укрывался юный Петр I во время Стрелецкого бунта.
В 1764 году согласно указу Екатерины II все церковные и монастырские угодья были отданы под управление государственного органа Коллегии экономии. В Троице-Сергиевой лавре должен был числиться 101 монах. За обителью сохранили землю, примыкавшую к крепостным стенам. В марте 1782 года вышел указ, гласивший, что «... живущим в слободах ведомства Коллегии экономии, близ Свято-Троицкой Сергиевской лавры лежащих, позволить записаться по желанию их в купечество и мещанство, учредя для них посад под именем Сергиевской, а в нем ратушу...». К концу XVIII века в посаде числились 600 купцов, 450 мещан, 100 цеховых.
Жители занимались различными промыслами, наибольшее распространение получило изготовление игрушек. Московское губернское земство открыло в посаде учебные игрушечную и художественно-столярную мастерские.
После Отечественной войны 1812 года из разоренной Москвы в Троице-Сергиеву лавру перевели духовную академию. Для нее выстроили новые корпуса, дополнившие архитектурный ансамбль обители. Поток паломников, желающих посетить эти святые места, не иссякал в любое время года. Богомольцы ехали на лошадях, шли пешком. Путь от Москвы занимал несколько дней.
Все изменилось в 1862 году, когда известный промышленник и меценат Савва Мамонтов провел до города железную дорогу. В 1918 году советское правительство приняло решение закрыть Троице-Сергиеву лавру, и духовная деятельность обители прекратилась до 1946 года. В 1930 году город переименовали в Загорск в честь известного революционера. В последующие годы здесь появились крупные научные и промышленные предприятия: НИИ игрушки, НИИ птицеводства, оптико-механический и электромеханический заводы.
Вокруг производств разрастались слободки, со временем ставшие жилыми кварталами, – Рабочий поселок, построенный для работников оптико-механического завода, Скобянка (так называют район кирпичников), поселок Звездочка и другие. В мае 1991 года городу было возвращено историческое название, а в декабре 1993 года архитектурный ансамбль лавры включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
121 год назад, 2 апреля 1888 года, родилась Мариэтта Шагинян – писательница. Мариэтта Сергеевна Шагинян родилась 2 апреля 1888 года в Москве в семье врача. Получила прекрасное домашнее образование, затем училась в частном пансионе, в гимназии Ржевской, одной из лучших гимназий Москвы того времени. Свидетель московских событий, связанных с революцией 1905 года, Шагинян в эти годы публиковала в московских рабочих изданиях (газеты «Ремесленный голос», «Трудовая речь») проникнутые социальным пафосом стихи («В подвале», «Песня рабочего»).
В 1908-1912 годах училась на историко-философском факультете московских Высших женских курсов, затем в Народном университете имени А.Л.Шанявского; завязала дружбу с А.Белым, С.В.Рахманиновым, переписку с З.Н.Гиппиус, пережила увлечение религиозно-философскими концепциями символистов.
В 1912-1913 годах Шагинян работала в издательстве «Мусагет», затем уехала за границу, позже жила в Петербурге и других городах России. Возвратилась в столицу в начале ноября 1920 года, затем снова уехала в Петербург, где опубликовала статью «Театр в Москве» в защиту московского революционного театра, а также принесшую ей известность (впоследствии экранизирована) серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Менд» («Янки в Петрограде», «Лори Лэн, металлист», «Дорога в Багдад»).
С 1931 года постоянно жила в Москве (преимущественно в так называемом писательском доме на Красноармейской улице, 23); здесь созданы ее многие публицистические, литературно-критические работы о Т.Г.Шевченко, Низами, И.А.Крылове, И.Гете, искусствоведческие и художественные произведения (романы-хроники о семье Ульяновых, мемуары «Человек и время»), а также закончен популярный в 1930-х годах «производственный» роман «Гидроцентраль». Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.
Умерла Мариэтта Шагинян 20 марта 1982 года, в возрасте 94 лет, в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.