Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
3-я средняя школа в Тукумсе находится на грани реорганизации, а набора в русскоязычный первый класс в новом учебном году не будет, хотя для этого есть все законные основания. Об этом порталу Delfi сообщили в пресс-службе ЗаПЧЕЛ.
Как утверждают родители, в школе прекращены подготовительные курсы на русском языке, на которые дети уже начали ходить. Тукумская городская дума не собирается выделять финансирования на открытие первого класса с русским языком обучения в новом учебном 2009/2010 году, несмотря на то, учительский состав школы полностью укомплектован, программа аккредитована до 2010 года, а к учебе готовы 15 детей.
По правилам Кабинета министров, для формирования первого класса в районных школах достаточно и 12 учеников.
Как полагает ЗаПЧЕЛ, решение Тукумской думы ликвидировать в городе школьное образование на русском языке — чисто политическое, оно не обосновано никакими правовыми нормами.
Характерно, что в той же 3-й школе начнет полноценную работу первый класс с латышским языком обучения, хотя подавших заявки учеников меньше, чем на русском потоке.
Ближайшая русская школа находится в 40 км от города, в Каугури, и если первый класс открыт не будет, то у родителей останется единственный выход — отдать своих детей в латышские классы. Городская дума, тем временем, планирует реорганизовать среднюю школу в основную, сократив и учительские ставки.
В связи со сложившейся ситуацией лидер ЗаПЧЕЛ Яков Плинер направил министру образования Татьяне Коке (СЗК) письмо с требованием объяснить, почему не будет открыт русский класс в Тукумсе. А уже в этот четверг Сейм рассмотрит соответствущий законопроект, поданный депутатами ЗаПЧЕЛ. Это поправки к Закону об общем образовании, согласно которым после реорганизации или ликвидации учебного заведения ученикам обеспечивается возможность получить образование по той же программе.
В законопроекте говорится также о том, что в результате реорганизации или ликвидации учебного заведения не должны нарушаться права на качественное образование и на доступность образования.