Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Колесниченко призывает всех поддержать русский язык
10.12.2008
В среду, 10 декабря, народный депутат Украины Вадим Колесниченко направил обращение к Министру образования и науки Ивану Вакарчуку с просьбой возобновить нарушенные права 480 тыс. учеников, которые изучают русский язык.
Как сообщает пресс-служба депутата, недавно члены Постоянной комиссии по социально-гуманитарным вопросам Севастопольской городского совета выступили с инициативой включить в перечень предметов, которые выносятся на внешнее независимое тестирование «Русский язык». Ведь до сих пор этот предмет отсутствовал в данном перечне.
Вместе с тем русский язык изучается в 1500 средних школах Севастополя, Крыма и других регионов Украины и является профильным предметом при поступлении на ряд филологических специальностей.
«Язык на уровне литературной нормы может воспроизводиться лишь на уровне системы образования. Именно поэтому независимое тестирование по русскому языку является таким важным», - заявил Колесниченко.
«Ежедневно наших детей с помощью незаконных приказов Министерства образования убеждают в ненадобности и в бесперспективности изучения русского языка. Всем известно: «что не спрашивается, то не учится». Сейчас можно увидеть невостребованность русского языка во многих сферах жизни: при переходе от школы к вузу, от вуза к государственной службе, при приеме на работу. И это притом, что для 13,5 млн. украинских граждан русский язык является родным», - продолжил депутат.
«Но такая ситуация создана искусственно, а во-вторых, она очень быстротекущая - времена меняются и русский язык займет надлежащее место в официальной сфере, и тогда школьные проблемы обернуться проблемами куда серьезнее, чем «двойка» в журнале. Чтобы не допустить данного развития событий и обеспечить непрерывность контролирующего процесса за уровнем знаний русского языка уже сегодня, Постоянной комиссией по социально-гуманитарным вопросам Севастопольской городского совета инициировано проведение тестирования знаний русского языка во всех средних школах Севастополя без участия Министерства образования. А также проведены переговоры с несколькими высшими учебными заведениями Украины о зачислении результатов данного внешнего тестирования при поступлении в вуз», - убежден Колесниченко.
«Я призываю все местные советы поддержать инициативу Севастопольского городского совета и сохранить русский язык для будущих поколений украинцев» - резюмировал нардеп.