Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Царскосельском лицее в ночь на 19 октября студенты традиционно гадали по Пушкину
21.10.2008
В ночь на 19 октября в парке знаменитого Царскосельского лицея питерские студенты зажигали свечи и читали вслух "Евгения Онегина". Именно с такой неофициальной церемонии каждый год начинают отмечать дату основания учебного заведения, в стенах которого учились Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков.
Репортаж Дмитрия Витова.
Никто не знает, откуда повелась эта традиция - каждый год накануне 19 октября в Лицейский сад съезжаются студенты и гадают на "Евгении Онегине". Говорят, в эту ночь любая случайно прочитанная строчка из пушкинского романа непременно сбывается.
Ольга Виноградова, студентка: "Я думаю, что люди, приезжающие сюда из Петербурга или других городов погулять по парку, они не задумываются о том, что это место связано с Пушкиным, что город назван его именем".
Удивительно, но многие туристы, впервые приезжающие в Царское село, уверены, что в Лицее до сих пор кто-то учится. И страшно разочаровываются, узнав, что его закрыли 90 лет назад, сразу после Революции.
Но даже в изгнании лицеисты ежегодно посвящали стихи 19 октября. Дню, когда их прославленное учебное заведение приняло своих первых учеников - Пушкина, Пущина, Горчакова, Кюхельбекера.
Был четверг, присутствовал лично император. Лестницу украшали горящие масляные плошки. Давали фейерверк. А мальчишки едва не сорвали праздник, бросившись играть в снежки. Этим 10-14-летним сорванцам предстояло, как записано в Уставе, "стать опорой государства и повлиять на благо всего общества".
Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина: "Модест Андреевич Корф вспоминает, что они учились не столько в классах, а на прогулках, в беседах и, как очень хорошо выразился Корф, "в трении умов". Вот это "трение умов", эти свободные беседы профессоров и учеников восходят к традиции древнего греческого Ликея!"
Им преподавали университетский курс, проявившим дипломатические задатки давали переписывать настоящие международные депеши, склонным к военной службе - читали лекции герои войны с Наполеоном.
Почти казарменная жизнь, без выходных и каникул. Но дух свободы и мечтательность каким-то образом впитались в сам воздух лицейского сада. Его не уничтожила ни революция, ни гитлеровская бомбежка.
Сегодня Лицей переживает реставрацию. Экспозиция, та самая - со студенческими кельями, рукописями и реликвиями - закрыта. Через два с половиной года, когда будут отмечать 200-летие издания Указа об основании Лицея, обещают все восстановить и представить ранее закрытые помещения.
Тем временем по темному саду бродят нынешние студенты. Дышат тем самым воздухом и гадают на "Онегине". Мечтают о чем-то, о чем - не говорят. Чтобы не сглазить.