Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский язык как иностранный будет преподаваться в школах Екатеринбурга
01.09.2008
Специальные курсы русского языка для детей мигрантов открываются в школах Екатеринбурга и Свердловской области. Курс русского разговорного для первоклассников рассчитан примерно на полгода. За это время, полагают учителя, они смогут научить детей ориентироваться в новом для них пространстве. Сначала иностранцы разучат слова, потом научатся правильно строить предложения. Первый раздел курсов — «Школа». Методика преподавания уже отработана в 50-й екатеринбургской школе. Русский язык как иностранный в расписании уроков будет стоять последним, чтобы на занятия смогли подходить ученики со всех параллелей, а не только первоклассники.
С отстающими, говорит директор школы Вера Федотьева, они собираются заниматься индивидуально: «Педагоги русского языка имеют рабочие планы. Они знают очень хорошо свой контингент учащихся. Они знают тех детей, которым нужно максимум внимания для того, чтобы они как-то могли овладеть русским языком. И в своих планах рабочих они предусматривают групповые занятия непосредственно с этими учащимися».
Около трети екатеринбургских школьников сегодня — это как раз дети мигрантов. Больше всего этнических армян и киргизов. В других городах Свердловской области иностранцев меньше, но и там, по словам главы областного министерства образования Валерия Нестерова, им есть над чем работать: «В территориях области такой проблемы острой не стоит. Хотя мы готовы к этому делу, и все необходимые учебные документы, в том числе программы обучения русскому языку как иностранному, методика организации образовательного процесса с детьми, не владеющими русским языком, — это есть, этим занимается наш Институт развития регионального образования. У нас были и другие ведь ситуации. Скажем, у нас было в Краснотурьинске изучение немецкого языка как родного — тоже проблема была для нас. Потому что, скажем, как иностранный его изучают неплохо, а как родной — это особая сторона дела».
Немцы с Поволжья были насильно перевезены в Свердловскую область после начала Великой Отечественной войны. Их потомки в 90-е годы частично эмигрировали в Германию. Но многие остались на Урале.
Преподавание немецкого языка как родного было организовано для них пять лет назад. Опыт признан положительным. На очереди, говорит Валерий Нестеров, китайцы: «В Атиге, на бывшем велосипедном заводе, сегодня достаточно большое производство, которое осуществляют китайские граждане, шьют там рукавицы какие-то и так далее. Вот Нижнесергинский район готовится, когда будут дети и когда возникнет эта проблема. Скажем так, мы эту проблему понимаем и готовимся к ней заранее».
Не принимать детей мигрантов на курсы педагоги не имеют права. Во-первых, курсы открываются при школах, а во-вторых, по закону в России любой ребенок имеет право на получение среднего образования, вне зависимости от гражданства его родителей.