Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Со дня рождения пушкиниста Александра Гладкого исполняется 125 лет
13.08.2008
12 августа исполняется 125 лет со дня рождения педагога, краеведа, пушкиниста Александра Гладкого. Как сообщает сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки, в 1922 году он был утверждён секретарём-корреспондентом Пушкинского дома при Академии наук по Псковской губернии. В июне следующего года участвовал в работе совещания АН по вопросу об устройстве "Пушкинского уголка". Он - автор многих статей и заметок на Пушкинскую тему. Его вклад в "Пушкиниану" в 1920-е годы оказался значительным.
Александр Климентьевич Гладкий родился 12 августа 1883 года в городе Тульчин Подольской губернии. Окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой был удостоен степени кандидата богословия. 13 сентября 1908 года он был назначен преподавателем греческого языка в Псковское духовное училище, а в январе 1909 года стал членом и делопроизводителем училища. Ещё через год А. К. Гладкого перевели в духовную семинарию, где он также преподавал греческий язык. В том же году его допустили к преподаванию латинского языка в Мариинской женской гимназии, Псковской мужской гимназии. 13 сентября 1912 года был назначен штатным воспитателем пансиона мужской гимназии и допущен к преподаванию в ней русского и греческого языков.
Помимо преподавательской деятельности Александр Гладкий занимался и общественными делами, связанными с изучением Псковского края. С ноября 1909 года он состоял членом Псковского церковно-археологического комитета, в августе 1911 года был назначен его секретарём. В 1924 году он был избран кандидатом в члены Правления Псковского общества краеведения.
19 июня 1915 года педагог был утверждён в звании учителя средних учебных заведений по русскому языку и словесности, а 8 ноября того же года назначен на вновь открывшуюся должность инспектора народных училищ Холмского уезда Псковской губернии. В июле 1920 года вернулся в Псков и поступил на службу инспектором Уездного отдела народного образования (УОНО).
С 1 октября 1924 года А. К. Гладкий переехал в Ленинград, но связи с Псковом не прерывал. В январе 1925 года его кандидатура рассматривалась в качестве возможной на пост заведующего "Пушкинским уголком", но власти предпочли другого человека. С образованием в Ленинграде группы Псковского общества краеведения исполнял обязанности её секретаря и постоянно информировал псковичей о её деятельности через печать.