Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Армян лишают альтернативы отдавать детей в русские школы: особенности национальной политики Грузии
05.08.2008
Русские школы Тбилиси находятся на грани закрытия, а в армянские школы назначают грузинских директоров. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM сообщил член правления молодежной организации Армянский Центр Сотрудничества Грузии (АЦСГ) Станислав Междоян.
Междоян сообщил, что армянским семьям зачастую отказывают при сдаче документов в русские школы, заявляя, что они - армяне, существуют армянские школы, и они должны отдавать детей в эти школы, а не в русские. Тем не менее, по его словам, среди значительной части армянских семей желание отдать на обучение своих детей в русские школы достаточно сильное. Как заметил Междоян, 90% учеников русских школ - армяне. "Русские школы все еще воспринимаются как элитарные", - подчеркнул он.
Нежелание отдавать детей в местные национальные школы, по словам члена правления молодежной организации имеет и ряд других причин. Междоян отметил, что местные армянские школы находятся в достаточно плачевном состоянии как из-за финансирования, так и из-за нехватки преподавателей. Он заметил, что за годы правления Саашкашвили из восьми армянских школ Тбилиси закрылись две школы, а одна находится на грани закрытия. Междоян заметил, что важной проблемой остается также вопрос назначения директоров. "Их назначают по жеребьевке, и часто получается, что директором армянской школы становится грузин, что приводит к тому, что армянская школа начинает от этого существенно страдать", - сообщил он, подчеркнув, что на сегодняшний день в шести армянских школах всего три директора - армянина.
Междоян сообщил, что армянский язык преподается наравне с грузинским - 5 часов в неделю, а грузинский преподается со 2 класса. Он отметил, что первые классы набираются с достаточным трудом - максимум 5 человек. Тем не менее, по его словам, малая численность учеников не позволяет властям закрыть армянские школы, так как существуют обязательства, взятые властями Грузии перед европейскими структурами. По этой причине, как отметил член правления АЦСГ, в армянских школах продолжают действовать классы с таким малым числом учеников, однако в тех армянских школах, где директора - грузины, классы из-за малочисленности набора иногда так и не открываются.
"За годы правления Саакашвили существенно изменилась ситуация в грузинских вузах", - продолжил член правления АЦСГ. Междоян заметил, что сейчас армяне Грузии при поступлении в вуз могут также сдавать экзамены на родном языке. "Раннее абитуриентам-армянам приходилось изучать грузинский язык на достаточно высоком уровне, чтобы поступить в вуз, тем более, что остальные предметы также сдавали на грузинском", - заметил он. Междоян сообщил, что в Тбилисском Государственном университете есть кафедра арменоведения, а в педагогическом - факультет арменоведения, однако студентов-армян там очень мало.