Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сегодня в Лондоне начинаются гастроли Михайловского театра, который в минувшем сезоне пережил громкий ребрендинг и стал одним из самых модных мест Санкт-Петербурга. Сегодня вечером на сцене лондонского «Колизея» состоялся самый подходящий спектакль для этих декораций — балет «Спартак».
На репетиции героического эпоса побывал корреспондент НТВ Айрат Шавалиев.
Будни балетных одни и те же, что дома, что на гастролях. Утром репетиционные классы Лондонского театра штурмуют три сотни человек. Войдут ли все, ведь Михайловский театр привез сюда невиданно большую труппу.
За тем, как с молодежи сходит семь потов, наблюдает знаменитая балерина Алла Осипенко, ныне педагог Михайловского театра. Для нее Лондон и часть ее личной биографии, и место мировых балетных сенсаций.
Алла Осипенко, народная артистка России, педагог-репетитор балетной труппы Михайловского театра: «Впервые я попала в Лондон в день, когда Нуриев остался в Париже. И это все случилось здесь, когда мы узнали о том, что он там остался. Поэтому этот город особенный в моем воспоминании».
Знаменитый лондонский театр «Колизей» учится говорить по-русски. Таблички на понятном гостям языке указывают путь от порога и до сцены. Где еще давать «Спартака» как не в театре под названием «Колизей»? Тесные гримерки осаждают 300 спартанцев. Кто-то уже мечтает о досуге в Лондоне…
«Пешеходные экскурсии по Лондону — мы практически весь город обошли. Надо теперь в музей сходить, в Национальную галерею», — делится артист.
А сам Спартак — звезда постановки Денис Матвиенко — беспокоится, ведь спектакль сложнейший и с точки зрения костюмов. Вот он и переживает, успеет ли переодеться к следующей сцене.
Денис Матвиенко: «Три раза в первом акте переодеваюсь только. Надо все делать быстро и есть моменты, когда я вообще в последний момент выбегаю на сцену».
«Спартак» — всегда грандиозное шоу. Собрать декорации за одни сутки — дело почти невозможное. Хотели сократить часть конструкций, но потом передумали: удивлять Лондон, так на полную.
Михайловскому театру в этом году 170 лет, но их афиши в Лондоне висят впервые. Выйти из тени Мариинки и Большого — задача амбициозная, под стать ей выбрана и площадка. Театр «Колизей» — самый большой зал в Лондоне, больше «Ковент-Гардена».
Выдающийся танцовщик Фарух Рузиматов уже год как худрук балета Михайловского театра. Он прекрасно помнит, как в 82-м на этой самой сцене танцевал «Баядерку» перед королевой Елизаветой и ее сестрой.
Фарух Рузиматов, художественный руководитель балета Михайловского театра: «Они вели себя сдержанно, но аплодировали, особенно сестра королевы, она является поклонницей балета. Потом мы в костюмах через какие-то тайные тропы прошли к ним и поздоровались».
Наш «Спартак», говорит Рузиматов, спорный и неоднозначный, чем и интересен. Классика, но не пыльная, а яркая и роскошная. Оценит ли это консервативный Лондон?
Фарух Рузиматов, художественный руководитель балета Михайловского театра: «В Петербурге у нас есть живой тигр на сцене. Но сюда мы его не привезли, нельзя было. Общество защиты и охраны животных запрещает использование тигров».
И Рузиматов в руководстве, и деньги на дорогие постановки — все это достижения последнего года, когда в подзабытый Михайловский театр пришел директором бизнесмен Владимир Кехман. Он отремонтировал на свои деньги здание и принялся за реформу содержимого. Риск для бизнесмена — дело благородное, гастроли в Лондоне — риск двойной.
Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра: «Нас здесь не знает никто. Наверное, поэтому мы и вызываем такой ажиотаж. Труппа неизвестная и людям даже тяжело произнести „Михайловский“. И они называют нас „Рузиматов-балет“».
За неделю в Лондоне Михайловский театр покажет «Спартака», «Жизель» и серию премьерных дивертисментов. На сегодня все билеты проданы, первая пресса на спектакль появится завтра утром.