Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Дмитрий Медведев посетил музей и Национальную библиотеку Карелии
18.07.2008
Президент России Дмитрий Медведев убежден, что российские музеи и библиотеки готовы к полномасштабному внедрению информационных технологий. Сегодня он побывал в Музее изобразительных искусств Карелии и виртуальной Национальной библиотеке республики.
В столице Карелии Медведев проведет заседание президиума Госсовета по вопросам развития информационного общества России. Перед началом заседания глава государства решил заехать в карельский Музей изобразительных искусств, который активно применяет информационные технологии. Там на цифровые носители переписаны шестнадцать тысяч произведений русских художников, созданы специальные программы электронного просмотра коллекции музея, разработан цифровой каталог.
Президенту продемонстрировали сенсорный информационный киоск, встречающий каждого гостя музея рассказом об истории возникновения музея.
В зале иконописи Медведеву показали компьютерную программу для тех, кто пожелает поближе познакомиться с технологией росписи икон. Он сам просмотрел интернет-каталог музея, затем заглянул в детскую мастерскую, где музейные работники вместе с ребятами реализуют мультимедийные проекты. Автор одного из них – восьмилетний Егор Шевчук – познакомил президента с героями своего мультипликационного фильма – Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, которые на протяжение пяти минут исследуют творчество Айвазовского. "Хороший ролик, с юмором", – похвалил Медведев, предложив сотрудникам музея разместить его на интернет-сайте музея.
Директор Музея Наталья Вавилова показала Медведеву специальный проект музея – электронное путешествие в картину. Президент увидел улицы Санкт-Петербурга XIX века, как их изобразил на своей картине Федор Алексеев. Программа благодаря трехмерному изображению позволяет буквально проникнуть в картину под названием "Виды Санкт-Петербурга".
"Благодаря таким технологиям любой житель Карелии, не выезжая из дома, может к примеру, сходить в Русский музей, просто посетив сайт Музея изобразительных искусств", – сказал министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев, заметив, что опыт карельского музея будут перенимать и другие музеи страны.
Глава государства увидел также виртуальную Национальную библиотеку Карелии. Она ведет историю с 1833 года, а с 1992 года внедряет информационные технологии в свою деятельность. Так, уже при записи каждый читатель получает электронный читательский билет, имеет свой электронный формуляр и может заказать на бесплатной основе любую книги библиотеке в электронном виде.
Каждый день сайт библиотеки посещают тысячи человек. Электронный каталог библиотеки составляет более 840 тысяч записей в открытом доступе. "Неужели все это доступно бесплатно и не выходя из дома?", – поинтересовался Медведев. "У нас существует онлайновая форма обслуживания, доступ свободен из любой точки земли", – ответила сотрудник библиотеки. "Я рад, что даже в таких небольших учреждениях все готовы к информационным технологиям", – сказал президент, завершая экскурсию по музею и библиотеке.