Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вчера новый министр культуры впервые “вышел в люди”
…Итак, первая пресс-конференция 61-летнего Александра Авдеева: стало страшно. Спокойный, говорит хорошо, тихо, уверенно, причем от себя (а не протокольно, по писаному). Человек явно глубокий, в любом вопросе старается зрить в корень, но… так неожиданно видеть на столь расстрельном и “малобюджетном” посту, где все просят денег и скандал на скандале, такого “слишком интеллигентного” руководителя. Это еще Соколова можно было причислить к “витринным” министрам (ибо реально все ключевые денежные дела вершил “собаку съевший” Швыдкой), а как оно будет сейчас?
…В зале — переаншлаг, человек 100 журналистов, представителей общественных организаций, “ЕдРа” — интерес небывалый. Человек-то не очень медийный, а в культуре так и просто новый. Вот “краткий послужной” Александра Алексеевича: окончил МГИМО, в 1991—92 гг. был замминистра иностранных дел СССР, послом в Люксембурге, Болгарии, в 1996—98 гг. — опять замминистра ИД (только теперь — РФ), с 1998 по 2002 — первый замминистра ИД. И наконец, с 2002-го — посол РФ во Франции. Кстати, дела своему преемнику еще не передал — только поедет прощаться с дипкорпусом и дорогой сердцу русской эмиграцией…
Что эта должность для него — повышение ли, понижение? Первый замминистра ИД — не шутки, уже его посольскую миссию во Франции можно было бы трактовать как “предпенсионное списание”. А тут на тебе — министр культуры! Сам говорит, что “назначение стало неожиданностью”:
— Это мужской вызов. Надо потянуть. Хотя может не получиться. Но буду стараться.
Пока все ключевые руководители — Иксанов (Большой театр), Родионов (Третьяковка), Пиотровский (Эрмитаж) и др. — выражают премного удовольствия от назначения Авдеева, критики, понятно, не слыхать. Но это пока. А потом, когда на тот же Большой придется выбивать деньги, не запланированные бюджетом, с той же Третьяковкой решать вопрос об “Апельсине” и проч., — пойдет гулять губерния. Сразу захотят от человека жесткой топ-менеджерской хватки в соприкосновении с Минэкономразвития, Минфином, Минобороны и др.
Опять же непонятно — вернется ли в министерство руководитель упраздненной Роскультуры Швыдкой. Слухи блуждают прямо противоположные. Как бы то ни было, пока Авдеев уверенно взялся за дело, рассказав, что и Швыдкой, и Соколов помогают ему советами, не снимая с себя по крайней мере моральных обязательств за свои прежние проекты; “но давать оценки их работе я не буду”, — подчеркнул новый министр. Кстати, сбоев в финансировании по прежним проектам, как уверил министр, не ожидается. При этом уже пошептываются о неком усилении влияния на вопросы культурной политики вице-премьера Александра Жукова, в обязанности которого (кроме нацпроектов) входит и кураторская миссия в области культуры и искусства.
По списку “ключевых и острых” моментов современного состояния культуры г-н Авдеев высказал четкое, но довольно стандартное мнение, пока без “глубокого влезания” в конкретную проблему.
— В области культуры возникают громкие скандалы, например вокруг выставки соц-арта во Франции. А что лично для вас является запретом в культуре?
— Для меня лично запретом является пошлость. А хулиганство — не является. Мы можем найти много примеров такого поведения у Есенина, у Маяковского, но они не были пошлыми. Пошлость — это запрет.
— Как вы будете выстраивать отношения с Третьяковской галереей?
— Я был на парижской выставке, мне понравилось 95% из того, что было выставлено. Надо, чтобы руководство музеев несло ответственность и за успехи, и за недостатки. Министерство — это не цензор. И я не собираюсь окриком влиять на художественный выбор музеев. Но спросить за пошлость могу, как и любой гражданин страны.
— Отменены отсрочки в армию для талантливой молодежи (в частности, танцорам). Что делать?
— Закон менять нельзя. Но в рамках этого закона надо договариваться с руководителями военного ведомства, чтобы ребята, являющиеся талантами, надеждой России, продолжали свою учебу. (Непонятно только, как эту надежду разглядеть в 18-летнем парне. — Я.С.)
Напоследок министр пообещал встречаться с прессой часто. Что ж, мы завсегда рады.