Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Родители и ученики Раквереской русской гимназии по-прежнему пребывают в неведении насчет возможности дальнейшего получения среднего образования в стенах школы. Городские власти предлагают либо открывать 10-й класс с так называемой заочной формой обучения, либо идти учиться в Тапаскую гимназию. Ни тот, ни другой вариант попечительскому совету не подходит, а мэрия с окончательным решением не торопится.
Еще 18 апреля попечительский совет Раквереской русской гимназии направил письмо в мэрию Раквере. Председатель совета Олег Ротов сообщил, что в письме родители говорят, что если у города нет финансовых возможностей открыть 10-й класс с дневной формой обучения, а денег хватает только на заочную, то они согласны доплачивать разницу из собственного кармана. Дело упирается в количество учеников. Если таковых менее 21, то заочная форма обучения более выгодна властям в финансовом плане.
В то же время член попечительского совета Татьяна Шерстобоева в письме "МК-Эстонии" припоминает такой эпизод: "В прошлом году на совместном собрании представителей городских властей, родителей и учеников, мэр лично уверял, что если бы ребята учились хорошо, то, даже несмотря на небольшое количество учеников, они обязательно открыли бы 10-й класс и деньги тут не причем. Кстати, количество учеников в нынешнем 10-м классе (т.н. заочников) — 14 чел, что вполне неплохой показатель для нашей школы. В этом году наш 9-й класс вполне сильный в плане успеваемости, и властям пришлось прикрываться финансовыми трудностями".
Председатель попечительского совета Олег Ротов усматривает за всем этим желание городских властей закрыть вопрос посредством устройства учеников Раквереской русской гимназии в Тапаскую гимназию. В газете Virumaa Teataja 7-го мая появилось рекламное объявление о том, что Тапаская русская гимназия приглашает в 10-й класс раквереских детей. Там два десятых класса: один работает по системе языкового погружения, и почти все предметы проходят на эстонском языке; второй класс для тех, кто желает получить среднее образование на русском. Именно у последнего и возникают проблемы с комплектацией.
Отпускать своих детей учиться в Тапа попечительский совет Раквереской русской гимназии не спешит. Неясно пока, и кто будет оплачивать дорогу до школы. Ведь от Раквере до Тапа — около 30 километров. Правда, городские власти вроде бы заикнулись о том, что готовы раскошелиться на это.
Директор Тапаской гимназии Хенри Калласте напомнил, что еще 5 лет назад Министерство образования и науки приняло программу развития, согласно которой на два уезда (Ляэне-Вируский и Ярваский) должна остаться только одна русская гимназия. И причина чисто практическая — количество учеников сокращается повсеместно. Мол, никакой политики. А почему выбор пал на Тапа? Потому что географическое положение у города лучше — он стоит прямо на границе Ляэне-Вирумаа и Ярвамаа. "Вот только кто туда пойдет учиться из Ярвамаа? — удивляется Олег Ротов. — Там же русских вообще нет!".
На прямой вопрос, действительно ли будущее Раквереской гимназии решено и выбора у родителей и учеников нет, Хенри Калласте отвечает скорее уклончиво, но практически утвердительно, ссылаясь на все ту же программу развития Министерства образования. Окончательно, по его мнению, судьба школы должна решиться в течение июня. Ответ мэрии Раквере на письмо попечительского совета ожидается со дня на день. По закону, на рассмотрение у чиновников есть 30 календарных дней.
Особого оптимизма родители раквереских учеников не испытывают. Татьяна Шерстобоева заключает в своем письме редакции: "Если верить комментариям на DELFI, точно по такому же плану (сначала неоткрытие 10-х классов, затем неоткрытие 1-го класса и закрытие школы) были закрыты школы в Вильянди и Хаапсалу и других городах".