Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москве сегодня вручена литературная премия Александра Солженицына. Она присуждается «за вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы». В этом году награды удостоен писатель из Волгограда Борис Екимов – автор книг «За тёплым хлебом», «Ёлка для матери», «Память лета».
Это редчайший случай, когда крупная литературная премия уходит за пределы Москвы. Объявление лауреата традиционно сопровождается отточенной формулировкой жюри. В этом году она звучит так: «За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека». Рассказывают «Новости культуры».
Еще в 1974 году, сразу после изгнания из страны, Солженицын организовал Русский общественный фонд, которому передал все мировые гонорары за публикации романа «Архипелаг ГУЛАГ». С тех пор фонд оказывал помощь жертвам ГУЛАГа, а также финансировал проекты, связанные с сохранением отечественной культуры. С 1997 года была учреждена премия фонда – на сегодняшний день одна из самых крупных в России.
«Наш сегодняшний лауреат в одном из интервью сказал про себя: "Я чувствую себя меньше в контексте литературы, чем в контексте России". Наша премия, наше жюри как раз и ищет тех людей, такую литературу, такую мысль, такие исследования, которые создаются людьми, чувствующими себя в контексте России», – говорит президент фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына.
Литературоведы называют Бориса Екимова одним из последних писателей-деревенщиков. Солженицын считает его «новым деревенщиком» и «нравственником». Во рассказах и очерках, которых из-под пера Екимова вышло более двухсот, он рисует обстановку нынешнего села, с его новым бытом, манящими возможностями и катастрофами. Его произведения в советское время издавались миллионными тиражами, их публиковали и в литературных журналах.
«В пятом-шестом номере "Нового мира" выходит повесть "Предполагаем жить". Это достаточно большая работа, которую закончил. Потихоньку что-то пишу, работаю, но уже в меру сил», – признается Екимов. Повесть «Пиночет», рассказы «Фетисыч», «Белая дорога» и «Живая душа» – сюжеты его произведений почти всегда трагичны. Но, к счастью, в них всегда есть надежда. «Ведь жизнь есть свет!», – говорит писатель.