Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Нагорном Карабахе прошел конкурс по русскому языку среди учителей школ
31.03.2008
В Нагорном Карабахе прошел конкурс на лучшее сочинение учителей русского языка общеобразовательных школ республики. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, по словам главного специалиста русского языка Министерства образования и науки НКР Рубена Осипова, подобный конкурс проводится Министерством образования и науки республики впервые. Он был организован совместно с неправительственной организацией "Русская община Нагорного Карабаха" (председатель - Галина Сомова). Учителям были предложены следующие темы: "Россия и русский язык в моей жизни", "Русский язык - язык мира и дружбы между народами".
На конкурс были представлены 23 работы из Степанакерта и районов республики. Победила учительница физико-математической школы г. Степанакерта Римма Базинова. Второе место заняла учительница степанакертской средней школы № 3 Анаида Айрапетян, третье - Светлана Оганесян из села Колатак Мартакертского района. Все победители конкурса получат специальные дипломы и денежное вознаграждение.
"Данный конкурс - еще одно подтверждение неразрывной тысячелетней связи двух братских народов", - отметил Рубен Осипов. По словам председателя жюри, заведующего кафедрой русского языка и литературы Арцахского государственного университета (АрГУ) Рафаэля Осипяна, "все сочинения отличались индивидуальным подходом, были согреты особым теплом, своим видением поставленной проблемы". "Главное, во всех сочинениях была любовь к русскому языку, к тому большому делу, которому авторы посвятили всю жизнь", - отметил Рафаэл Осипян. В состав конкурсной комиссии вошли ведущие преподаватели кафедры русского языка и литературы АрГУ, опытные учителя школ, работники радио и телевидения.