Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Начался VIII Международный Пушкинский конкурс для учителей
17.03.2008
Русский остается языком мирового общения, одним из шести рабочих языков ООН, родным для 170 миллионов человек. 350 миллионов его по-прежнему понимают. На постсоветском пространстве русский стал реальным языком межгосударственного общения. Он является родным для соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, и становится необходимым для миллионов соседей, приезжающих в Россию на работу.
Судьба "великого и могучего", который сегодня преподается в странах ближнего зарубежья "как иностранный", складывается непросто: сократилось количество часов, не хватает качественных учебников, а главное, внимания к самому педагогу-русисту. Учителя ближнего зарубежья, пропагандируя язык великой культуры, проявляют настоящее подвижничество.
Пушкинская премия была учреждена в 2000 году, чтобы морально поддержать и материально поощрить самых энергичных и талантливых педагогов-русистов стран ближнего зарубежья. Мы приглашаем всех учителей ближнего зарубежья, а также впервые в этом году по многочисленным просьбам педагогов и дипломатов, Израиля, Болгарии и Сербии, преподающих русский язык и литературу, знакомящих учеников с русской культурой, историей, принять участие в конкурсе. Тема эссе 2008 года: "Кому он нужен, этот русский?". Организаторы конкурса ждут конкретные рассказы о том, зачем учат язык Тургенева и Толстого в ваших странах? Как относятся к русскоязычным? Ощущаете ли вы помощь России подвижникам русского языка и культуры?
Организаторы конкурса:
Правительство Москвы, "Российская газета" при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Конкурс проводится ежегодно и состоит из следующих этапов:
Январь 2008 года - публикация условий конкурса и объявление темы творческого эссе в «Российской газете» при информационной поддержке посольств РФ, советов соотечественников и ассоциаций учителей русского языка в странах ближнего зарубежья, Болгарии, Израиля, Сербии.
До 10 апреля - прием конкурсных работ: сочинение на заданную тему.
До 20 мая – анализ присланных работ, публикация лучших из них в российской печати, заседание жюри.
6 июня - подведение итогов, определение пятидесяти финалистов и публикация их фамилий в газетах – учредителях в день рождения А.С.Пушкина.
Первые выходные сентября - торжественная церемония награждения лауреатов проводится в Москве в рамках Дней города.
Количество лауреатов – 50 человек
Сумма премии – шесть тысяч рублей.
Все расходы по приглашению финалистов в Москву берут на себя организаторы конкурса.
Председатель Попечительского совета – Людмила Ивановна ШВЕЦОВА – первый заместитель мэра в Правительстве Москвы.
Председатель Оргкомитета – Ядвига Брониславовна ЮФЕРОВА – заместитель главного редактора "Российской газеты".
Секретарь Оргкомитета – Наталья Александровна ЛЕБЕДЕВА.
Работы принимаются по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, ул.Правды, 24, редакция "Российской газеты". Оргкомитет Пушкинского конкурса для педагогов-русистов. Также можно прислать работу на конкурс по электронной почте: pushkonkurs@rg.ru
(Присланные на конкурс эссе и сочинения обратно не возвращаются и являются собственностью Оргкомитета конкурса).
Контактные телефоны: (495) 257-53-60, (495) 257-40-13
Официальный сайт конкурса: http://www.rg.ru/lessons
Внимание, обязательное условие! Работы без полных паспортных данных, почтового адреса с индексом и контактных телефонов на конкурс не принимаются.