Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово...
04.03.2008
Эти слова, написанные в блокадном Ленинграде февраля 1942 г., позаимствовали у Анны Ахматовой организаторы областного семинара преподавателей русского языка и культуры речи, работавшего 28 февраля в Тюменском медицинском колледже. Но не слишком ли громкие эти слова для нашего мирного времени? “Нет, не громкие и, к сожалению, чрезвычайно актуальные, — констатировали преподаватели из Салехарда, Ишима, Ялуторовска, Сургута, Тюмени и Тобольска, — ибо речевая культура современной молодёжи, и особенно будущих медиков, которые должны стоять на страже здоровья человека, беспокоит всё общество. И в первую очередь учителя призваны сохранять и защищать русскую интонацию, мысль, культуру общения...”
“Наш семинар посвящен Году русского языка и преподавателям русского языка”, — сказала в своем приветственном слове Г.А.Миллер, заслуженный учитель Российской Федерации, заместитель директора Тюменского медицинского колледжа по научно-методической работе. Колледж, являющийся научно-методическим центром для средних медицинских учебных заведений всей области, регулярно проводит семинары, адресованные преподавателям разных дисциплин и впервые — русского языка и культуры речи.
Собравшиеся говорили не только и не столько об организации учебного процесса по русскому языку, сколько о создании в своих учебных заведениях атмосферы, способствующей воспитанию культуры речи и культуры поведения. Опытом внеаудиторной работы делились с коллегами — и говорили при этом на хорошем русском языке! — И.В.Гучко из Салехарда, Н.В.Полякова из Ишима, Т.П.Вакарина из Тюмени...
Во второй половине дня прошел конкурс “Грамотность. Эрудиция. Профессионализм”, а закончился семинар работой круглого стола.
В мире нет ничего случайного — и семинар, прошедший в медицинском колледже, стал логическим продолжением состоявшейся недавно конференции “Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации”. На самой конференции в основном обсуждались проблемы функционирования русского языка как государственного, и организаторы сожалели, что не хватило времени компетентно рассмотреть состояние речевой культуры общества как показатель нравственного здоровья нации. Состоявшаяся рабочая встреча словесников, на которую были приглашены представители кафедры русского языка ТюмГУ, в определенной мере восполнила этот пробел.
Ольга ТРОФИМОВА