Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Школьники сегодня стали меньше читать, отмечают эксперты
30.06.2006
Школьники сегодня стали меньше читать, количество и качество чтения девальвировалось, констатирует народный учитель СССР Леонид Мильграм.
"Школьники сегодня отошли от книги, читать стали меньше. Сейчас очень девальвировалось количество и качество чтения. К сожалению, с каждым годом снижается уровень воспитания школьников, уровень их воприятия мира, уровень их образования", - подчеркнул Мильграм в среду на пресс-конференции в РИА Новости.
По его словам, сегодня в школе не хватает воспитывающих гуманитарных предметов, а также внеклассной и внешкольной работы.
"Необходимо создать внешкольную и внеклассную систему образования. Сегодня после школы детей воспитывает улица, а это очень негативно сказывается на их психике и воспитании. При этом, если создать такую систему внеклассного образования, необходимо, чтобы учитель в ней был не только человеком, дающим знания, но и "другом сердечным" ребенка. Должен быть тесный контакт между ребенком и учителем", - отметил Мильграм.
В свою очередь, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени Ломоносова Александр Асмолов подчеркнул, что самая большая проблема сегодняшней школы - это профориентация школьников.
"Сегодня школьников загоняют в узкие рамки одного предмета. Им говорят: "Ты должен быть только физиком или только математиком". А школьники должны знать больше, чем только один предмет", - указал он.
Говоря о нацпроекте в сфере образования, Асмолов отметил, что он приведет к увеличению социальных рисков в стране, а также "к усилению социальной сегрегации в учительской среде".
Асмолов также подчеркнул, что сегодня в России агрессия для 14-15-летних подростков является нормой поведения. "Сегодня в России 920-930 интернет-сайтов проповедуют агрессию", - отметил он.
По его словам, для решения текущих проблем, связанных с воспитанием российской молодежи, необходимо разработать образовательные стандарты второго поколения, восстанавливающие единство воспитания и обучения.
"Необходимо ввести в России специальную программу, направленную на воспитание молодежи", - добавил Асмолов.