Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках завершения Года русского языка на Белгородчине преподаватели предметных дисциплин и школьники получили сегодня грамоты и ценные подарки от Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области. Все они – победители областных, Всероссийских олимпиад, конкурсов и мастер-классов по русскому языку.
Праздничное действо разворачивалось в профессиональном лицее-интернате № 20 г. Белгорода, который, по мнению начальника управления общего и дошкольного образования Любови Шипиловой, является одним из лучших учреждений в плане филологического образования детей, хранителем и продолжателем традиций гуманитарного образования области. «Не случайно мы проводим праздник именно в 2008 году, – заметила Любовь Ивановна. – Этим мы хотели казать, что Год по пропаганде русского языка не может быть одним, он будет продолжаться».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О проведении Года русского языка» в области принято соответствующее распоряжение губернатора Белгородской области.
А в рамках Года, как на региональном, так и на муниципальном уровнях прошли районные (городские) и областные олимпиады по русскому языку и литературе среди учеников школ; олимпиады юных журналистов, конкурсы творческих и исследовательских работ школьников; поэтические гостиные, устные журналы на тему «Люблю язык родной и близкий»; занятия по речевому этикету.
Заключительным мероприятием стал конкурс школьных сочинений, посвящённых памятной дате России – Дню Героев Отечества, объявленный полномочным представителем Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко. В нём приняли участие ребята шестых–одиннадцатых классов из 18 муниципальных образований области. Александр Фомин из Старого Оскола, занявший в этом конкурсе I место, был приглашён в Дом Правительства РФ для награждения. Его сочинение «Патриот России – это…» оценили как лучшее.
По итогам конкурса мастер-классов среди учителей русского языка и литературы в рамках реализации областной целевой программы «Русский язык» оказалось 22 учителя-словесника из 19 территорий. Все они также получили почётные грамоты и ценные призы. Также белгородские ребята приняли участие в объявленном Министерством образования Республики Беларусь конкурсе исследовательских работ «Общность народов – общность литературы».
На празднике обнародовали результаты первого этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку среди учащихся общеобразовательных школ, VIII Всероссийской олимпиады юных журналистов проводимой в апреле–мае 2007 года.
Председатель жюри всех конкурсов, доцент кафедры литературы XX века БелГУ Людмила Соломахина, поблагодарила участников и точно заметила, что в зале в этот день «точно витал дух галантного XVIII и изящного XIX веков». Лицеисты продемонстрировали зрителям вальс, полонез и смогли передать атмосферу, царившую в салонах Пушкинской поры.
Кроме того, учащийся лицея-интерната № 20 Станислав Кляренко вдохновенно прочитал стихотворение собственного сочинения «О русском языке». Он не раз участвовал в олимпиадах по любимой литературе и родному языку. В будущем парень мечтает поступить на отделение романо-германской филологии и доказать, что «истина заключается в литературном языке, который необходимо ценить и беречь каждый день только потому, что ты родился – в России».