Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минувший, 2007 год, прошедший под знаком Года русского языка, продемонстрировал возросший интерес к глубокому изучению языка межнационального общения самых широких слоев населения и, прежде всего, молодежи.
Большинство намеченных мероприятий на Год русского языка выполнены, прокомментировали итоги года в Министерстве образования республики. Особый интерес вызвали научно-практические семинары, цикл телепередач. Проведены конкурсы сочинений учащихся, неделя русского языка.
Команда учащихся Марий Эл успешно выступила на окружной олимпиаде по русскому языку в г.Саранске, а также завоевала диплом 2-й степени на всероссийском уровне. Больших успехов в обучении русскому языку и его пропаганде добились преподаватели школы-гимназии N4 им.А.С.Пушкина и гуманитарной гимназии "Синяя птица" г.Йошкар-Олы.
При этом многие проводимые мероприятия преследовали цель повысить культуру речи учащихся. Широко внедрялись инновационные методики преподавания русского языка. Большая группа языковедов по итогам 2007 года вошла в число победителей российского конкурса, а также была отмечена грантами президента Республики Марий Эл.
Лучшие методические разработки по преподаванию русского языка будут изданы в ближайшее время отдельным сборником для широкого ознакомления и практического использования в обучении школьников.
Проводимая работа дала положительный результат: показатель ЕГЭ по русскому языку составил в республике 56-57 баллов, что выше, чем в среднем по стране.