Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лакировка действительности или буржуазно выверенное кино?
16.11.2007
Новую работу Валерия Тодоровского «Тиски» оценивают сегодня журналисты «Ведомостей», «Коммерсанта» и издания «Газета».
Тодоровский перешёл из поколения режиссёров-детей в поколение режиссёров-пап. На такую мысль натолкнул обозревателя «Ведомостей» Юрия Гладильщикова тот факт, что Тодоровский снял молодёжное кино.
Рецензии читала Анна Самусенко:
«Кинорежиссёр Валерий Тодоровский, раньше снимавший авторские фильмы, теперь снял авторский коммерческий», — пишет сегодня обозреватель «Ведомостей» Юрий Гладильщиков.
Тема «Молодёжь и наркотики» в последнее время наконец-то стала получать серьёзное освещение не только в заграничном, но и в российском кинематографе. Правда, как замечает обозреватель издания «Газета» Екатерина Чен, стоит нашему режиссёру, особенно столь именитому, как Валерий Тодоровский, взяться за эту проблему, как его тут же начинают подозревать в ангажированности и действиях по госзаказу. Спора нет, государство должно быть заинтересовано в борьбе с наркотиками, в том числе и путём наглядной агитации. А между тем дело не в заказе, но в отражении печальной действительности, как отмечает обозреватель «Газеты».
У журналиста «Коммерсанта» Риты Русаковой идея режиссёра собрать вместе всех наркоманов столицы и разом перевоспитать их вызывает сочувствие. Непривычно только то, по мысли Екатерины Чен, что Валерий Тодоровский избрал для своей картины не документальный, а модный гламурный стиль. «Режиссёр, — пишет она, — определённо решил говорить не с критиками и не с поклонниками артхаусного кино, где наркоманию принято припечатывать жёстко и без глянца».
Тодоровский, как выделяет обозреватель «Газеты», предпочёл обратиться к широкой молодёжной аудитории на её же языке, а именно: с диджейским драйвом, неоновой подсветкой и Фёдором Бондарчуком в образе воротилы наркобизнеса. Кстати, несомненным успехом фильма журналист «Коммерсанта» считает именно Фёдора Бондарчука, ломающего устойчивый имидж актёра как этакого душки-миляги. Естественно, сделано всё это — добавление таких ярких, клиповых красок картине — было для того, чтобы пробиться к зрителю. Необходимо было показать привлекательность зла во всей его красе. «Не так страшен чёрт, каков он на экране, на самом деле он куда страшнее», — отмечает журналист «Газеты».
«Тиски» радуют зрителя богатой фактурой экзотического мира наркодилеров и прожигателей жизни, — признаёт и Рита Русакова из «Коммерсанта». — Хотя колорит натурных съёмок заретуширован тут до усреднённого глянцевого юга». При этом корреспондент «Коммерсанта» замечает: «Автор явно льстит себе насчёт брутальности своего фильма», поскольку в давние времена его картина, по мысли Риты Русаковой, точно получила бы формулировку «лакировка действительности». Однако, по мысли журналиста, такой эстетский подход не лишён обаяния: пусть сюжетные перипетии не слишком убедительны, по крайней мере на экране появляется множество молодых обаятельных актёров, ещё не успевших «примелькаться зрителю до рвоты», по выражению Риты Русаковой. Правда, этот коллективный портрет молодого современника у журналиста «Коммерсанта» не вызывает особо сильных эмоций, поскольку разыгрывающиеся между героями любовно-денежные драмы кажутся ей слегка декоративными.
Продолжая тему «нравится — не нравится», Юрий Гладильщиков на страницах «Ведомостей» отмечает: лента «Тиски», как редко какая другая, раскладывается в сознании на плюсы и минусы. Не нравятся обозревателю «Ведомостей» диалоги «за жисть», временами совсем уж искусственные. Эти диалоги можно, по замечанию Юрия Гладильщикова, охарактеризовать следующим образом: «так интеллигентам представляются разговоры людей, чьё ай-кью пониже». Не нравится критику то, что актёры выбраны по принципу: он — как наш Орландо Блум, одна из его — как наша Ума Турман. Не нравится «сделанность» фильма «на продажу», очевидная в каждом кадре. Теперь уж «это не арт-достоинство, а штамп», или даже более того — «признак буржуазно выверенного кино», — настаивает обозреватель «Ведомостей».
Нравятся же в этом фильме оба злодея в исполнении Фёдора Бондарчука и Алексея Серебрякова. Нравится непредсказуемость сюжета. Но прежде всего нравится концептуальность. Эта концептуальность, по мнению критика, напоминает об идейных находках последних лет. А именно: об оскаровском хите «Последний король Шотландии» и о французском триллере «Набережная Орфевр, 46».
«Чем хорошо кино, — пишет Юрий Гладильщиков, — так тем, что вечно наводит на мысли». В случае с «Тисками» Юрию Гладильщикову пришла такая мысль: молодёжное кино есть точный признак, по которому можно судить, «что режиссёр перешёл из поколения детей в поколение пап». Что и случилось, по мнению обозревателя «Ведомостей», с Валерием Тодоровским.
Рита Русакова же из «Коммерсанта» признаёт, что «Тиски» к «арту» демонстративно отношения не имеют и знаменуют дрейф Валерия Тодоровского в сторону коммерции. Зато коммерции назидательно-воспитательного свойства. У которой есть все шансы быть услышанной. А это уже повод считать картину удавшейся».