Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Театральное сочинительство. Европейские спектакли в Москве
14.11.2007
За спектакли, которые покажут на его сцене, не требуют арендной платы. Это важно.
Роман Должанский сравнивает Москву с маленьким финским городом Тампере, в котором проходит Большой театральный фестиваль: «Вот я разговариваю с директором фестиваля, задаю вопрос: "Скажите, а аренда?" "Какая аренда?! У нас в городе международный фестиваль. Приезжают такие прославленные театры". В том мире, где, как нас учили, правит чистоган, очень сильно развита солидарность между людьми. Они понимают, что все делают, в конечном счете, какое-то общее дело. Когда фестиваль, то это интересно всем. А у нас театр "Новая опера", допустим, четыре дня аренды — это один миллион двести тысяч рублей».
В этом году NET привез три моноспектакля: литовские «Грустные песни из сердца Европы», испанский «Эго-тик», и нидерландского «Ангела». Еще две работы («Молодец» по Марине Цветаевой и сочинение Жоэля Помра «Этот ребенок») — совместные постановки России и Франции. А вот спектакль «Торговцы» того же Жоэля Помра приехал из Франции. Сам режиссер рассказал, что в нем действуют две героини: одна очень счастливая, потому что у нее есть работа, вторая — очень несчастная, потому что работы нет. Московские журналистки засмеялись. Жоэль Помра, кажется, не понял, чем их так развеселил.
Программа фестиваля этого года кажется разношерстной, и Марина Давыдова объясняет принципы отбора спектаклей: «Мы как раз пытаемся представить разнообразие всех театральных форм и жанров. Тут вы увидите и театр, сделанный на границе между, собственно, драматическим театром и contemporary dance, и театр, где совмещается драматический театр с кукольным театром. И активно театр взаимодействует с кинематографом. Все же можно увидеть нечто объединяющее все эти чрезвычайно разнообразные спектакли от перформанса "Прыжок дохлой кошки", где зрителям предлагается сыграть на Нью-йоркской фондовой бирже в режиме реального времени, до моноспектакля Кристиана Меца, который он сделал в Литве, по мотивам "Преступление и наказание". Мне кажется, их объединяет то, что все они сделаны в жанре театра, который бы я назвала сочинительским, в котором режиссер выступает таким сочинителем своего спектакля в самом прямом смысле этого слова. Это театральное сочинительство стало центральной темой нынешнего фестиваля».
Но сочинительский театр существовал, кажется, со времен античности. Однако экономические проблемы вынуждают фестивали показывать спектакли, рассчитанные на небольшие залы, с минимумом декораций и реквизита. Или встраивать игры на бирже в свои афиши. На рекламном плакате фестиваля красуется человек, вместо головы у него монитор. Марина Давыдова объясняет смысл послания так: «Это, скорее, не чаяния наши, а наши опасения. Театр — это как раз та вещь, которая должна противостоять превращению человека в придаток неких механизмов, должна в нем как-то сохранять Божью искру».