Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Продолжаем публикацию размышлений вологжан о современном положении русского языка, о мерах по его поддержке. Нелли Николаевна БЕЛОВА -директор Вологодской областной универсальной научной библиотеки
- Какая, по-вашему, наибольшая проблема в современном употреблении русского языка?
- Проблема употребления языка была всегда. Она является вечной проблемой, но сейчас приобрела большие масштабы. Некоторые считают, что все беды - от иностранных слов. Я не думаю, что употребление иноязычных слов в нашей речи - это что-то страшное. Международные связи расширяются, в языке появляется что-то новое. Иноязычные слова приходят в нашу жизнь, мы их употребляем, не обращая особого внимания на их происхождение. Неологизмы распространяются в нашем языке, архаизмы перестают употребляться - и это нормально, не стоит из-за этого паниковать.
Настоящей проблемой является оскудение языка, сленг, косноязычие. Теперь стал модным « телеграфный стиль», когда человек говорит отрывочно, из такой речи ничего не понятно. Часто в речи используются слова-паразиты. Люди беспомощны в выражении своих мыслей, потому вставляют везде слова « вот», «как бы». Откуда это? Безусловно, причина - слабая начитанность.
- Какие меры следует принять для улучшения русской речи? Какие мероприятия необходимо проводить для увеличения интереса к родному языку?
- В современных семьях редко родители читают детям на ночь сказки. Сегодня книгу ребенку заменяет многое: это и телевизоры с различными развлекательными программами, и компьютерные игры. Родители мало занимаются детьми.
Но нельзя все воспитание ребенка возложить на семью. Этим должна заниматься и школа. Преподаватели должны быть начитанными, эрудированными. На уроках нужно больше обращать внимания на чтение, чтение по ролям, постановку спектаклей. Это очень нравится детям. Чтение вслух зачаровывает. Я советую больше читать наших классиков, особенно Гоголя и Бунина.
Для чего придумали проверку техники чтения?! По-моему, это механическое отскакивание слов от зубов ничего не дает. Невыразительно прочитать, не вникнуть в прочитанное, а как можно больше слов прочитать в минуту, чтобы уложиться в норму?! Ребенок не понимает смысла текста, не ощущает красоты языка, не чувствует его богатства.
Немаловажную роль в формировании интереса общества к состоянию русского языка играет государство. Библиотеки должны быть красивыми, светлыми, просторными. Приветливые лица, красивые, яркие книги, - все это способствует тому, чтобы ребенок снова и снова приходил в стены этого здания. Надо, что-
бы первый приход ребенка в библиотеку был праздником и запечатлелся в памяти на всю жизнь.
Государство должно позаботиться о том, чтобы цены на книги снизились, были доступными, потому что не каждый имеет средства на их приобретение. Раньше домашние библиотеки были гордостью семьи, сегодня это не модно.
Беседовала И.ЕГОРОВА.
Анатолий Анатольевич СЫСОЕВ - заместитель председателя Вологодского областного суда, ценитель русской классики, особенно творчества Чехова
- Какая наибольшая опасность проявляется в современном употреблении русского языка?
- Главной бедой в современном употреблении языка является сквернословие. Молодое поколение слишком вольготно чувствует себя как в общественных местах ( библиотеках, транспорте, кинотеатрах), так и на улице. Даже девушки часто не стесняются в выражениях. Раньше за сквернословие в общественных местах строго наказывали, в настоящее время отдельной нормы нет (всё это квалифицируется только как мелкое хулиганство). И это не совсем правильно с учетом существующих в обществе реалий.
- Какие меры нужно принять для защиты русского языка?
- Меры воздействия на людей, нарушающих нормы литературного языка, несомненно, должны быть, но не для всех одинаковые. Это зависит от реакции на замечание. Совсем не обязательно изолировать человека от общества. Для одних достаточно устного внушения, для других есть более строгие меры (административная ответственность, наложение штрафа). Так, статья 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации гласит: «1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам ..., - влечет наложение административного штрафа в размере от 5-10 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушения общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от 10-25 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток».
Административные материалы, содержащие жалобы на подобные вещи, поступают в настоящее время.
Но с реальным наказанием лиц за сквернословие, брань я не встречался. Поэтому сказать, насколько широко эта статья применяется работниками органов милиции, сложно.
- 2007 год объявлен по всей России Годом русского языка. Какие мероприятия, дела могли бы способствовать увеличению интереса общества к русскому языку?
- Много хороших предложений на этот счет поступает со стороны библиотечных работников и от журналистов. Любовь к языку нужно прививать, в первую очередь, посредством литературы. Произведения современных авторов очень интересны и свидетельствуют о самобытности русского языка. Это могут быть книги Белова, Распутина, Астафьева. В классической литературе также представлено все богатство родного языка.
Раньше многие произведения известные артисты читали на радио, и это вызывало огромный интерес у слушателей. Возвращать подобные добрые дела полезно. Главное - пробудить желание быть грамотным, заразить модой на чтение книг.
Беседовала Е. КАПРАЛОВА.
Наталья Борисовна ЛЫМАРЬ - руководитель пресс-службы Законодательного Собрания Вологодской области
- Какая, на ваш взгляд, наибольшая опасность проявляется в употреблении русского языка?
- Угрозу русскому языку составляет обсценная (нецензурная) лексика, всё быстрее развивающийся сленг, слова-паразиты, которые засоряют не только речь в быту, но и речь чиновников. А в среде молодёжи тревожит схематичный язык, который приходит из Интернета. Изобилуют слова, обозначающие технические термины, которые переносятся на жизненные обстоятельства, поэтому язык беднеет.
С удовольствием недавно я посмотрела фильм «Идиот» с Евгением Мироновым в главной роли - какой словарь, мелодика фраз, образный язык! Это язык ХIХ века, и я поняла, насколько мы обеднели сейчас. Сочность нашего языка несравнима с другими, но мы так мало разговариваем и всё больше молчим, молча смотрим телевизионный ящик. Исчезли салоны, где можно поупражняться в риторике.
- Какие меры надо принять для улучшения русской речи?
- Когда я училась в школе, в моём классе была девочка, которая всегда писала очень грамотно. Я спросила у неё: «Как у тебя получается почти никогда не делать ошибок? Наверно, ты хорошо заучиваешь правила?» На что она мне ответила: « Просто я чувствую язык». Чувствовать и знать язык - это такой же талант, как и талант к другим наукам. Особое восприятие языка и знания обеспечивают высокую грамотность. Чтобы улучшить грамотность наших чиновников, я бы при приёме на работу посадила их написать небольшой диктант.
Я сторонник того, чтобы в школе ввести курс риторики. Это позволило бы со школьной скамьи готовить людей к политической карьере. Древний Диоген, например, выходил на площадь, и его речь удерживала соплеменников в поле его внимания не на один час.
- Какая инициатива могла бы способствовать увеличению интереса к русскому языку?
- В день мы теряем около двух русских слов безвозвратно, им на смену приходят иностранные слова. Такое замещение очень тревожно, но это издержки глобализации, от которой мы никуда не укроемся. Нам остаётся гордиться тем, что наши слова есть у других народов, например, слово « спутник». Считается, что иностранные слова более ёмкие, и, заменяя ими родные слова, мы экономим время. Например, три русских слова «организатор по работе с коллективом» заменяется одним иностранным «менеджер». Может быть, с такой точки зрения это и объяснимо, но с точки зрения сохранения языка - обидно. Мы теряем свою национальную идентичность, засоряем речь иностранными словами.
Если мы сами будем любить свой язык, то заставим любить его и во всём мире, ведь мы - нация с большой культурой, а язык - это часть её. И если нам больно, когда разрушают памятники архитектуры, то должно быть больно и от того, что рушится наш родной язык. Наступит другое ощущение себя, если в чужой стране, когда мы по-русски скажем «здравствуйте», нам ответят также «здравствуйте», а не «хэллоу» или «бонжур». Это будет означать, что тебя уважают. И если мы будем укреплять свою страну, любить и уважать свой язык, то всё чаще в чужих странах нам будут говорить: «Здравствуйте!».
Интервью подготовила А.ПЛОТНИКОВА.