Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Первые иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» в Москве
12.09.2007
Самые первые иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» выставлены в Москве. Их в свое время успела увидеть и одобрить вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова. Однако художник, Александр Мелик-Пашаев к признанию никогда не стремился. Только недавно сотрудники музея Булгакова на Большой Садовой, в «Нехорошей квартире», уговорили его устроить выставку. Рассказывают «Новости культуры».
«Какой-то я нашел для себя способ, прием: вот это черное закрашивание. Сразу красил несколько десятков листов. Каждый сюжет приходилось делать по много раз, потому что, чуть ошибешься, уже нельзя поправлять при такой технике», – рассказывает Александр Мелик-Пашаев.
Каждая фигура написана двумя красками – белой и черной – так художник изобразил борьбу тьмы и света в романе. Александру Мелик-Пашаеву, когда он выполнил эту серию, было всего семнадцать лет. Роман еще до публикации ему дала прочитать Елена Булгакова. Сам Булгаков дружил с отцом художника – дирижером Большого театра. Любопытно, что эти рисунки кажутся негативом более ранней серии иллюстраций к роману. Сейчас она выставлена в соседней комнате «Нехорошей квартиры». Героев «Мастера и Маргариты» вскоре после первой публикации книги нарисовала Надя Рушева. Ей тогда тоже было всего семнадцать лет.